Найти в Дзене
Искусствовед-еретик

Викторианский художник Ричард Дадд. Безумие, Феи и убийство.

Ричард Дадд. Спор: Оберон и Титания, 1854—1858 Richard Dadd Contradiction Oberon and Titania 1854-1858
Ричард Дадд. Спор: Оберон и Титания, 1854—1858 Richard Dadd Contradiction Oberon and Titania 1854-1858

Сумасшедший художник. Термин, мягко говоря, не новый. Теплым летний вечерком где-то в Древней Греции, философ Платон называл творческое вдохновение данным Богом безумием. В наши дни от художника ждут, как минимум, ментального расстройства. Не может же творец разочаровать публику и практически признать себя ординарным, отказавшись от зыбкого ореола гениальности/сумасшествия. Как несложно догадаться, в артистической среде термин прочно закрепил за собой значение расхожего обывательского клише. Если копнуть вглубь вопроса истинно «сумасшедших художников» не так то и много. Хочу рассказать вам об одном из них. Знакомьтесь, Ричард Дадд (Richard Dadd) 1817-1886 гг. Викторианский художник с невероятной эстетикой, один из самых трагических примеров блистательного таланта в сочетании с серьезным психическим заболеванием.

Ричард Дадд. Спящая Титания, 1841 Richard Dadd, Titania Sleeping, 1841
Ричард Дадд. Спящая Титания, 1841 Richard Dadd, Titania Sleeping, 1841

Четвертый из девяти детей. Невероятные художественные способности Дадда были очевидны с самого раннего возраста. Он обучался миниатюрной живописи, затем в 1837 году начал учебу в Королевской академии в Лондоне. Виртуозность его была очевидна, и даже отмечена медалью, друзья описывали его как веселого, умного и жизнерадостного человека. В целом, Дадд комфортно вписывался в арт среду.

Ричард Дадд. Снизойди на эти жёлтые пески, 1842 Richard Dadd, Come unto These Yellow Sands, 1842
Ричард Дадд. Снизойди на эти жёлтые пески, 1842 Richard Dadd, Come unto These Yellow Sands, 1842
В начале 1840-х он рисовал фей из «Сна в летнюю ночь», например: «Спящая Титания». Его полотно 1842 года «Приди к этим желтым пескам» вдохновлено «Бурей» Шекспира.

Следуя давней академической традиции, Ричард Дадд отправился в Европу и на Ближний Восток со своим покровителем сэром Томасом Филлипсом в 1842 году, чтобы рисовать и изучать классическое искусство. Альпы, Венеция, а затем Греция, Константинополь (современный Стамбул), Кипр, Бейрут и Иерусалим… Дадд начал страдать от головных болей. Во время путешествия по Египту начались приступы бреда. И явной агрессии. Он полагал, что находится под влиянием бога Осириса. Ошибочно принимая его поведение за серьезный случай солнечного удара, не было поставлено ни одного диагноза до его приезда в Англию. По возвращении в 1843 году, стало ясно, что что-то изменилось, художник проявлял тревожные признаки тяжелого психического заболевания.

Ричард Дадд. Бегство из Египта, 1849-1850 Richard Dadd. The Flight out of Egypt,1849-50
Ричард Дадд. Бегство из Египта, 1849-1850 Richard Dadd. The Flight out of Egypt,1849-50

Дадда признали «неуравновешенным» и отправили на реабилитацию к семьей в Кент, что привело к трагическим последствиям. Галлюцинации усилились, он убедил себя, что его отец был дьяволом. И в 1843 году во время вечерней прогулки в парке он зарезал его. Дадд бежал во Францию, напав по пути с бритвой на туриста. Власти задержали его недалеко от городка Монтро.

Когда полиция обыскивала его студию в поисках улик, они обнаружили, что он сделал рисунки друзей и знакомых с перерезанным горлом.

Эта трагическая часть жизни Ричарда Дадда в некотором смысле соответствовала ожиданиям британского общества в те дни. Идея о том, что грань между искусством и безумием очень тонка, что в искусстве есть нечто подрывное, опасное - была очень важной частью викторианской культурной среды. Пример Дадда довел стереотип до крайности.

После признания в убийстве он был заключен в уголовный отдел Бедлама (печально известную лондонскую Вифлеемскую королевскую больницу). В 1864 году его перевели в недавно открытый Центр Бродмура, в этом учреждении он оставался до своей смерти в 1886 году. Психиатрическая помощь в викторианскую эпоху была очевидно ужасающей. Но, по меркам того времени, о Дадде заботились весьма прогрессивные врачи, ему даже было рекомендовано продолжать рисовать. Именно в стенах лечебницы он создал свой magnum opus - «Мастерский замах сказочного дровосека», на создание которой у него ушло почти 10 лет.

Ричард Дадд. Мастерский замах сказочного дровосека, 1855—1864 Richard Dadd, The Fairy Feller’s Master-Stroke, 1855–1864
Ричард Дадд. Мастерский замах сказочного дровосека, 1855—1864 Richard Dadd, The Fairy Feller’s Master-Stroke, 1855–1864
Вопреки распространенным заблуждениям, Дадд наибольшую творческую продуктивность проявлял в моменты ясности. Ошеломляющая эстетика и детализированность требует необыкновенной дисциплины и таланта. Не берусь утверждать, но, возможно, выбор фантастических сюжетов был способом избежать реальности его жизни, его болезни, его заключения и его преступлений.
Ричард Дадд. Мастерский замах сказочного дровосека. Фрагмент 1855—1864 Richard Dadd, The Fairy Feller’s Master-Stroke. Detail 1855–1864
Ричард Дадд. Мастерский замах сказочного дровосека. Фрагмент 1855—1864 Richard Dadd, The Fairy Feller’s Master-Stroke. Detail 1855–1864
Ричард Дадд. Мастерский замах сказочного дровосека. Фрагмент 1855—1864 Richard Dadd, The Fairy Feller’s Master-Stroke. Detail 1855–1864
Ричард Дадд. Мастерский замах сказочного дровосека. Фрагмент 1855—1864 Richard Dadd, The Fairy Feller’s Master-Stroke. Detail 1855–1864
Ричард Дадд. Мастерский замах сказочного дровосека. Фрагмент 1855—1864 Richard Dadd, The Fairy Feller’s Master-Stroke. Detail 1855–1864
Ричард Дадд. Мастерский замах сказочного дровосека. Фрагмент 1855—1864 Richard Dadd, The Fairy Feller’s Master-Stroke. Detail 1855–1864

Дадд рисовал на протяжении 42 лет своего заключения. При том, что все это время в своей работе он полагался на свое собственное воображение, невероятную зрительную память и один известный альбом для рисования, который он забрал с собой из нормальной жизни. Некоторые из его самых маленьких работ размером с открытку раскрывают воспоминания о достопримечательностях, которые он видел во время своих путешествий. Персонал больницы покровительствовал таланту Дадда и, в некотором роде, был его натурщиками. Считается, что «Портрет молодого человека» (1853) изображает одного из санитаров.

Ричард Дадд. Портрет молодого человека, 1853 Richard Dadd, Portrait of a Young Man, 1853
Ричард Дадд. Портрет молодого человека, 1853 Richard Dadd, Portrait of a Young Man, 1853
Интерес к творчеству Дадда пробудился с особой силой во второй половине 20 века, став источником вдохновения для целой плеяды музыкантов, поэтов, романистов. От Queen до Терри Пратчетта (Terry Pratchett) и Роберта Рэнкина (Robert Rankin).

Нам нравиться бесконечно романтизировать и превращать в фетиш идею замученного, изолированного, безумного художника. Но факт остается фактом: хотя этот жизненный опыт и восприятие могут влиять на содержание произведений искусства, болезнь сама по себе препятствует творчеству, как и любому другому аспекту человеческой жизни.