Целостное представление о проблемах социально-политической жизни Гомельщины в первые годы после установления Советской власти невозможно получить без исследования политики в сфере физкультуры и спорта. Отечественная историческая школа, имея крайне широкое поле исследования, по-прежнему не акцентирует внимание на изучении становления советской физической культуры в первой половине XX столетия. Между тем Гомельщина отличается наличием больших спортивных традиций со времени Российской империи, а также выделяется активной поддержкой советского физкультурного движения среди других регионов Беларуси.
Среди важнейших проблем Гомельщины в 1920-е гг. можно назвать неорганизованность системы управления, высокий уровень безработицы, бедность, неграмотность и малограмотность населения. Изменение общественного сознания широких слоёв многонационального населения, их духовной жизни и быта стали важнейшими направлениями советского экономического и культурного строительства. Укреплять правопорядок и содействовать повышению культуры людей — такова была сущность постоянной работы партийно-комсомольских и советских органов.
В СССР в течение 1922-1924 гг. РЛКСМ при поддержке ГСФК были созданы физкультурно-спортивные организации и объединения «Муравей», «Спартак», «Красный молодняк», «Комсомольский флот», «Красный джигит» и др. В 1923 г. было организовано первое добровольно — спортивное общество «Динамо». Физическая культура и спорт стали доступны всем, тем более, что физкультура была и остается одной из самых простых, полезных и дешевых форм досуга. Еще Р. Оуэн, Ф. Энгельс отмечали значение гармоничного воспитания и просвещения трудящихся. Так, Энгельс в своей работе «Положение рабочего класса в Англии» называл положение рабочих в отношении охраны труда и здоровья «сознательным социальным убийством, организуемым буржуазией». Это стало одной из причин создания рабочих спортивно -гимнастических клубов и объединений среди трудящихся Европы и России. Самыми распространенными агитационно-пропагандистскими лозунгами 1920-х гг. были: «Пролетарская физкультура — оружие классовой борьбы!», «”Спартак”, будь готов к будущим боям за мировую революцию!», «”Спартак” становится новой формой пролетарского быта!», «Молодежь в ряды пролетарских физкультурников!» [1, л. 11, 20, 119].
Первыми заработали в Советской Беларуси кружки «Единение» и «Спорт» в Гомеле (1919 г.). В Гомеле возобновили свою деятельность дореволюционные и позже названные буржуазными кружки «Сокол» и «Маккаби». Когда в 1920 г. в могилевском, а затем витебском губернских управлениях на смену отделам всевобуча пришли советы физической культуры, то одним из первых постановлений ВСФК Беларуси было введение в школах физического воспитания как обязательного предмета. В связи с этим стали готовиться инструкторы, строиться спортивные площадки для занятий с детьми легкой атлетикой, баскетболу, футболу, лыжному спорту. Появились первые школьные спортивные кружки «Юный Спартак». Кроме того, в 1922 г. изменяется идеологическая основа скаутского воспитания и создается пионерское движение, включающее и физическую подготовку учащихся школ.
С 1925 г. начинается планомерная работа по развитию физкультурного движения в уездах: создаются площадки для массовых игр, развлечения, гимнастики, спорта, которые прикрепляются к профсоюзам, где все соревнования, выступления и состязания должны были проводиться под флагом своего профессионального союза. Для этого составлялись сметы, куда включались расходы на спортивные костюмы, сопутствующую литературу и содержание врачей и инструкторов, если надо, то и путём кредитования. Весьма показателен тот факт, что хореографию и танцы ВСФК признал частью развития физической культуры человека и разделил их на две категории: активные, повышающие деятельность организма, и покойные, имеющие корригирующее значение. Во временном положении о пляске и танцах в клубах и общественных собраниях от 18 июля 1925 г. фокстрот и танго сочли абсолютно недопустимыми. Рекомендовали вальс, польку, венгерку, тарантеллу, гейшу, хиавату, краковяк, хавтайм и другие. К разрешённым плясовым отнесли хороводы, мятелицу, комаринскую, барыню, трепак, во саду ли в огороде, по улице мостовой [1, л. 19, 201-203].
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене и будете в курсе новых публикаций и исследований.
Развитие дорогостоящего коневодства и конного спорта датируется в Советской Беларуси также 1920-ми годами, когда были национализированы все частные конные предприятия, проведена всесоюзная перепись лошадей, организован племенной учёт, оценка качества лошадей (бонитировка). В 1928-1930-е гг. впервые были введены Окружные племенные книги. В Гомеле первый государственный конный завод Народного комиссариата земледелия Беларуси в Прудке приносил прибыли в целом 35.133 рубля, из них беговые и скаковые испытания — 10.000 рублей, огородничество — 14.515 рублей. После вычета расходов чистый доход равнялся 6.540 рублям. К 1930 г. там уже содержалась 281 лошадь [2, л. 11, 12].
Крайне важным считалось развить и стрелковое дело. Гомельский ГСФК серьезно контролировал организацию стрелковых кружков в уездах, ведь, как гласят архивные документы, «помимо задач чисто спортивного характера, они имеют государственное значение (подготовка бойца-защитника Рабоче-Крестьянской Республики)». После регистрации кружкам передавались оружие, патроны и приборы [1, л. 41].
Гомельской городской пролетарско-спортивной организацией имени «Спартака», состоявшей из «25 спортивных ячеек, организованных по производственному принципу (профессиональные ячейки)», руководил товарищ Шейман. Занятия, а посещали их 975 человек, проводились на базе двух «клубов ФК» в бывшей военной церкви (улица Советская, угол улицы Почтовой) и бывшей синагоге. Председателем Бюро Спортсекции «Красного молодняка» при Губотделе союза «Совработников» с 15 августа 1923 г. был И.Г. Белинков. В целом по городу шла активная работа, что подтверждают протоколы обследования кружковой работы при рабочих клубах. 15 клубов, организованных «при отдельных предприятиях и профсоюзах, привлекали самых отсталых и несознательных, вовлекая их в активную политическую жизнь. Сначала эти клубы официально не пользовались “признанием”, на них часто смотрели как на лишнюю ненужную забаву. Была тенденция всю работу сконцентрировать на Центральном Рабочем Клубе, но взгляд оказался неверным». Заработало 39 кружков, из них один шахматный и один спортивный. «Посещаемость клубов ежедневно составляла 2.000 чел. Главное их количество падало на ЦРК (700-900 человек). Во всех клубах, включая еще 3 воинских, было проведено свыше 400 докладов, вечеров и т.д.». Началась работа по развитию авиакружков и кружков планеризма при ячейках Общества друзей воздушного флота. На летний период клубы превращались в показательные Дома физкультуры [3, л. 3, 5, 10, 12, 16, 19, 27, 35; 4, л. 20 об.].
Ситуация с материальным обеспечением кружков в Г омеле была тяжёлая. За счет небольших членских взносов кружки выписывали «Известия физкультуры», «Красный спорт», приложения к «Известиям ВЦИК» — «Шахматы» и «Шахматный листок». Однако необходимы были большие средства для «развития работы по зимним видам спорта», ещё было «необходимо оборудовать стадион и приобрести спортинвентарь: мячей футбольных 15 и 165 пар бутц, и баскетбольных мячей — 25 штук. Наконечников для копий 20 и 80 древок к ним. Дисков 10. Ядер 10. Молотков для метания 4 штуки, шестов для прыгания — 5 штук». Также докладывалось, что лаунтеннисный спорт и бокс в Гомеле не культивируется. Однако «совместно с Губотделом союза охотников предполагается оборудование и устройство тира для стрельбы. Для фехтовального же спорта требуется 30 рапир, 30 аспадрон, и 60 масок и нагрудников. Для развития водного спорта необходимо устройство водной станции, которую надлежит оборудовать следующим: лямок с шестами 20 штук, лодок гоночных — тригеров — 4 штуки и полутригеров — 4 штуки. Ящиков для обучения гребле — 2»[3, л. 13, 35].
Это не мешало активно использовать парады физкультурников и их выступления в отдельных видах спорта (от джигитовки представителей частей 31-го Кавалерийского полка до акробатических пирамид, силовых состязаний и массовых подвижных игр) на митингах и шествиях (дневных и ночных факельных), приуроченных к юбилеям партии и комсомола. Например, к 6-летнему юбилею РЛКСМ в январе 1925 года подготовку поручили «снарядовых гимнастов Адамовичу и Магидсону, Кашуро постановку и переработку отдельных сцен, Синицкому чемпионат (поднятие бутафорских тяжестей и мужскую группу со снарядом (флажком, палкой). Иваненко написать слова характерным типам спортсменов и Минисовичу заключительную пирамиду с репликами» [3, л. 34 об.].