Найти в Дзене

"Василиса Прекрасная", подробный разбор. Часть первая - куколка в подарок от умирающей матери.

Что ж, как и обещали - сегодня подробный разбор сказки "по строчкам". Раз в прошлый раз (1, 2, 3) была упомянута Баба-яга в её "мертвой ипостаси" - нельзя не вспомнить о ней же, но совсем в другой роли. Итак, "Василиса Прекрасная"...

В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала:
— Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги её всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у неё совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью.
Затем мать поцеловала дочку и померла.

С самого начала становится понятно: это не настоящая народная сказка - это её литературная обработка: это не язык реальных рассказчиков. То, что она стала именно такой в восприятии миллионов - "заслуга", в первую очередь, названия афанасьевского сборника: "Народные русские сказки". Однако, для сборника этого составитель пользовался не собственным собранным материалом (как многие другие), а тем, что ему присылали или он сам мог найти в архивах и печатных изданиях. Вот этот текст - явно из таких, когда-то напечатанных и "приглаженных".

Ну, да Бог с ним - будем относиться к нему именно как к продукту народного творчества - и анализировать так же.

"В некотором царстве" - понятно, это стандартная открывающая формула. А вот дальше - интересней. Потому что самый естественный вопрос: а эта куколка, это кто (или что)?

Это не вместилище для духа её матери. Дело даже не в том, что мать, очевидно, сама пользовалась этой куколкой и она существовала и до её смерти. Представьте себе мать, которая готова помочь своему ребенку только, если её перед этим покормить?

Нет, это однозначно, вместилище какого-то полезного духа, оказывающего услуги (и иногда хитрящего, как увидим) за еду. Это, в принципе, нормально - такие статуэтки домашних духов находятся археологами во множестве (это "монументальным" произведениям дохристианского религиозного искусства не повезло: если они и существовали, то не сохранились). То, что сказочная куколка - такой домашний божок, сомнений не вызывает.

Дохристианским верованиям о возможности духу умершего "поселиться" в некотором объекте (или даже в человеке) стоило бы посвятить отдельную публикацию - в сказках и фольклоре они всплывают сплошь и рядом. Пока же скажем кратко: до широкого распространения христианской картины мира, загробная жизнь представлялась достаточно "путано" - мертвый явно был не здесь, но при этом существовал и около живых (и регулярно заходил к ним в гости; обычно с целями благими). Переселение души матери в амулет, призванный оберегать дочь и помогать ей - в такой картине мира вполне возможно. Но здесь, очевидно, не тот случай...

Дальше по тексту мать вполне предсказуемо умирает. Почему вполне предсказуемо? Потому что (и об этом специальная статья была) на сцену должна выйти мачеха: Василисе пора отправляться в свое путешествие за приключениями. А сказки создаются в среде уже пронизанной православной моралью: родители на такой ужас-ужас дочь отправлять не должны. А жениться второй раз при живой жене - невозможно, многоженство русская сказка исключает (хотя иногда на неё активно намекает - а в самых аутентичных оно и присутствует, причем многоженцем является самый что ни на есть положительный герой).

Так что маме придется умереть.

После смерти жены купец потужил, как следовало, а потом стал думать, как бы опять жениться. Он был человек хороший; за невестами дело не стало, но больше всех по нраву пришлась ему одна вдовушка. Она была уже в летах, имела своих двух дочерей, почти однолеток Василисе, — стало быть, и хозяйка и мать опытная. Купец женился на вдовушке, но обманулся и не нашёл в ней доброй матери для своей Василисы. Василиса была первая на всё село красавица; мачеха и сёстры завидовали её красоте, мучили её всевозможными работами, чтоб она от трудов похудела, а от ветру и солнца почернела; совсем житья не было!
Василиса всё переносила безропотно и с каждым днём всё хорошела и полнела, а между тем мачеха с дочками своими худела и дурнела от злости, несмотря на то, что они всегда сидели сложа руки, как барыни.

Сразу же отметим особенности национального восприятия красоты: Василиса с каждым днем хорошеет и полнеет. В наше время её бы не поняли...

Как же это так делалось? Василисе помогала её куколка. Без этого где бы девочке сладить со всею работою! Зато Василиса сама, бывало, не съест, а уж куколке оставит самый лакомый кусочек, и вечером, как все улягутся, она запрётся в чуланчике, где жила, и потчевает её, приговаривая:
— На́, куколка, покушай, моего горя послушай! Живу я в доме у батюшки, не вижу себе никакой радости; злая мачеха гонит меня с белого света. Научи ты меня, как мне быть и жить и что делать?
Куколка покушает, да потом и даёт ей советы и утешает в горе, а наутро всякую работу справляет за Василису; та только отдыхает в холодочке да рвёт цветочки, а у неё уж и гряды выполоты, и капуста полита, и вода наношена, и печь вытоплена. Куколка ещё укажет Василисе и травку от загару. Хорошо было жить ей с куколкой.

"Травка от загара" - ну, очень характерная деталь, выдающая книжное происхождение сказки - к гадалке не ходи. Однако, в ней есть большая правда: загар (как и худоба) считался признаком некрасивости и его старались избегать. Вот только, учитывая необходимость летней работы на солнцепеке - это никому не удавалось.

Тупость мачехи и сводных сестер не должна вызывать у читателя удивления: сюжет-то должен быть. Хотя действительно странно, как это за все время никто не обратил внимания, что Василиса ничего не делает, зато после ужина обязательно запирается у себя в каморке и разговаривает непонятно с кем.

За какое время? Начинается история, когда Василисе восемь и продолжается до тех пор, пока она не подрастает где-то до четырнадцати.

Прошло несколько лет; Василиса выросла и стала невестой. Все женихи в городе присватываются к Василисе; на мачехиных дочерей никто и не посмотрит. Мачеха злится пуще прежнего и всем женихам отвечает:
— Не выдам меньшой прежде старших!, — а проводя женихов, побоями вымещает зло на Василисе.

Хм... как-то непонятно: Василиса - первая красавица на селе (причем с самого детства), а сватаются к ней все женихи в городе. Вот по таким ляпам и узнается литературная редакция: сам забыл, чего хотел.

Ну, да Бог с ним - такая красавица была, что аж до города дошло.

Скоро продолжим - пора и купцу исчезнуть. Чтоб он точно ни в чем виноват не был.

Сказки
3041 интересуется