Найти в Дзене
Ретро геймер

История одной платформы - Commodore 16

Оглавление

Почему Commodore 16 был великолепным компьютером? Его часто называют "младшим братом" C64, C16 был хорошей машиной начального уровня в середине восьмидесятых. Улучшенный, интегрированный BASIC со встроенными командами для графики и звука облегчала программирование на нем. С двухканальным звуком и палитрой из более чем 100 цветов, несколько ныне известных программистов творили чудеса на этой машине.

Год Выпуска: 1984

Первоначальная Цена: £129 (Стартовый Пакет)

Купите Его Сейчас Для: £30+

С более чем $ 1 миллионом проданных машин в 1983, Commodore приносил "компьютеры в массы", как и хотел этого её президент Джек Трамиэль. Его целью был 8-битный компьютер, который продавался бы менее чем за 100 долларов, чтобы одержать верх над компанией, которую он видел в качестве своего главного конкурента - Sinclair. Чтобы снизить производственные затраты, компания Tramiel хотела, чтобы у машины было всего девять основных чипов. Центральное место в этом списке был процессор 7501, обновленная и более быстрая версии 6510, который питал C64. Аналогично VIC-20, графические и звуковые функции были объединены в новый чип TED или устройство редактирования текста.

Графическое разрешение TED соответствовало Commodore 64 при 320 × 200 пикселах, но добавление управления яркостью дало ему гораздо большую палитру состоящую из 121 цвета. Звук был только двухканальный, и уступал чипу Sid стоявшему в C64. Были опасения по поводу отсутствия обратной совместимости с C-64. Пользователям пришлось бы покупать новые периферийные устройства (от Commodore) - разъемы были разными, требовали новой Datasette (магнитолы) и джойстиков.

-2

Производственные проблемы, проблемы с программным обеспечением ROM и нехватка чипов памяти DRAM задержали выпуск Plus/4 до осени 1984 года. Но Commodore 16 и Plus / 4 все же смогли впервые появится на выставке под флагами компании Commodore в мае 1984 года, проходившей в гостинице Novotel в Лондоне.

Модель New-look Commodore 16, получившая название "The Learning Machine" в США, будет поддерживать связь с прошлым, используя тот же стиль корпуса, что и VIC-20 и Commodore 64, в темно-угольном цвете. Генеральный менеджер Commodore UK Говард Стэнфорт объявил: "Commodore 16-идеальная машина для новичков, и для тех, кто заинтересован в серьезных домашних вычислениях. Мы сделали с ним стартовый пакет, потому что VIC-20 уже доказал, что это то, чего хотят пользователи, и мы считаем, что в этой форме он предлагает лучший компромисс между производительностью и ценой. Идеально подойдет для программирования, обучения и конечно же для игр. Стартовый включал в себя компьютер, Datasette (портативный магнитафон), введение в основную часть 1 (для обучения программированию на языке Basic) и четыре игры. Commodore остановил производство VIC-20, чтобы сосредоточиться на новой машине, и поддержал C16 и Plus/4 с несколькими играми из своего собственного подразделения.

-3

Конкурировать за пространство на полках магазина было трудно для C16, ведь там уже находились Speсtrum (который достиг пика своей популярности), а также совершенно новый компьютер Amstrad, привлекающей много клиентов. Игровые, компьютерные журналы обращали мало внимание на новый продукт от Commodore, и делились своим неоднозначным отношением к новой машине. Не кстати пришлось и большое снижение цен на Commodore 64, которое было ошибочным шагом маркетинга и значительно уменьшило привлекательность C16, да и Spectrum также снизил цены на свой компьютер, и стал стоить уже ниже £100. Перед софтверными компаниями стояла дилемма – вкладывали ли они ресурсы в разработку отдельной версии C 16? Или они сосредоточились на Plus/4? Многие команды разработчиков фактически подписали себе приговор создавая игры для C 16. К примеру компания Elite выпустила версию своей игры Commando, которая превратилась из аркадной игры с вертикальной прокруткой в серию скучных одиночных экранов, а к примеру версия для Commodore 16, хита тех времен Saboteur имела вообще урезанную карту с плохо анимированными спрайтами.

Но были и другие примеры, такие команды как Mastertronic, Gremlin и Anirog, выпустили настоящие хиты именно для С-16. Главные среди них Voidrunner Джеффа Минтера. Voidrunner была третьей игрой в серии Gridrunner, вдохновленная игрой с Видео автомата - Centerpide. Gremlin удачно портировал свои игры, такие как Bounder and Monty on the Run. Kingsoft повезло еще больше, ведь в её рядах был настоящий ас программирования - Udo Gertz, который действительно выжал все, что только было можно из этой машины и создал наверное лучшую из игр доступных на C-16 - Bongo and Winter Events.

Четыре игры для Commodore 16, входившие в стартовый пакет.

Tutti Frutti

-4

Tom Thumb

-5

Monty On The Run

-6

Trailblazer

-7