Текст про деньги. Появилась уникальная информация из западных источников о конкретных денежных потоках пиратов Сомали и Филиппин: средние размеры добычи, способы собрать деньги на "набег", о финансировании, "акционерах" и т.д.
Не буду утверждать, что жителю 1/6 части суши это пригодится. Но, увы, пиратство - такой же "бизнес" в глазах тех, кто его осуществляет. И способ заработка на жизнь для тех, кто непосредственно участвует.
Пара слов о причинах пиратства
Можно долго рассуждать о войне и других вещах, но главная причина - почти полная невозможность заработать на жизнь другим способом. В Сомали на одного человека приходится 107$ ВВП (!) по последним данным. У них почти нет плодородной земли (одни пустыни), у них плохо с полезными ископаемыми. Рыбу им тоже ловить не получится: в их водах все выловили за них. Им ее некуда продать (на их месте сидят крупные корпорации), да и рыбы уже не столько - океан опустошен и отравлен выбросами и стоками.
Но в 2018 - 2019 морских пиратов уже нет?
Вовсе нет. По статистике нападения пиратов по всему миру (не только у берегов Африки) случались в среднем через день. Только в первую половину 2018 года их зафиксировано 107. Вот основные регионы, где судам угрожают пираты:
Мало, но дорого
С момента пика пиратства в 2010 году мир существенно изменился. Изменились и сами участники нападений. Если раньше это были простые вооруженные люди, надеющиеся на удачу, то теперь это хорошо поставленный бизнес. Еще бы - владельцы судов тоже сложа руки не сидят. Вооруженные конвои, специалисты по переговорам... все это делает процесс извлечения денег из богатых буржуев очень тяжелым.
На момент написания статьи основными участниками "бизнеса" со стороны пиратов были:
- Инвесторы. Самые настоящие акционеры. Они покупают и продают ценные бумаги на черных рынках, на которые потом снаряжаются экспедиции, покупается оружие, топливо, продукты питания, платится зарплата другим участникам (кроме тех, кто работает на долю);
- Специалисты по вооружению, оборудованию, снаряжению. Среди пиратов - это теперь отдельная специализация. Недостаточно просто взять оружия побольше и мотор помощнее. Тонкости снаряжения - это целая наука;
- Специалисты по переговорам. Переговоры - самая важная часть. Пиратам противостоят хорошо обученные профессионалы, задача которых оставить флибустьеров без денег;
- Простые боевики. Которые, правда, зачастую уже профессионалы;
Сколько стоит одна пиратская вылазка
По данным западных источников, из которых взята и вся остальная информация для написания этой статьи, стоимость 1 операции по захвату гражданского судна составляет сумму порядка 30 тысяч долларов. И это при том, что зарплаты в Сомали всего несколько долларов в месяц.
В среднем в финансировании пиратов участвуют на концессионных началах от 3 до 5 частных инвесторов. Совместное финансирование помогает не только получить прибыль, но и разделить риски в случае неудачи.
Все вознаграждается неплохой рентабельностью этого "бизнеса". В среднем она составляет величину порядка 30% на вложенные средства.
Какой процент успеха?
Прошли те времена, когда пираты бороздили 800-километровую зону океана наобум. Сейчас все попытки идут целенаправленно, по наводке. Однако взять корабль на абордаж даже профессионалам - не так легко. 20-30% успеха уже считается хорошим результатом.
В плане переговоров все гораздо лучше. Для пиратов. Шансы на гибель экипажа составляют:
- 9%, если владельцы судна не имеют страховки от захвата;
- 2%, в случае наличия такой страховки.
Во всех остальных случаях пираты получают выкуп за корабль и экипаж.
Прибыль от пиратских операций
Теперь о добыче.
Распределение добычи показано на рисунке ниже:
- Примерно 30% (синяя зона) идет "инвесторам";
- Около 10% забирает порт за хранение корабля на время переговоров. Этот процент может быть выше, если переговоры затянутся, поэтому участникам выгоднее завершить их как можно скорее (красная зона);
- Все остальное, за вычетом расходов на специалистов и материалы, забирают себе пираты. При этом по их неписанным правилам тем, кто первыми оказывается на палубе захваченного судна, выплачивается "премия" в размере 10 тысяч долларов США.
Заработок пирата
Участники формирований поставлены на довольствие. Им не платят деньги, но их кормят, одевают. Деньги получаются, в среднем, раз в год - процесс между подготовкой захвата и получением выкупа очень долгий. Заработки рядовых участников не сильно впечатляют искушенного западного обывателя. Усредняя эти суммы редко превышают 3-5 тысяч долларов в месяц. А иногда бывают еще меньше. И это если повезло остаться живым.
Почему пиратов до сих пор не победили
Причин две:
- Им просто не на что жить;
- Хотя принимается масса мер для борьбы с пиратством и количество случаев захвата кораблей (по крайней мере в водах Сомали) действительно снизилось, это все дорогостоящие мероприятия. Нанимать частные охранные фирмы или конвой дорого. Поэтому коммерсанты надеются, что если это делают другие, то им можно будет "проскочить" без оплаты всего этого дела. Иногда действительно удается. А иногда приходится искать деньги на выкуп. В итоге беда не ликвидирована и те, кто платил за конвой, вынуждены будут платить снова и снова.
Надеюсь, что статья вам понравилась. И вы поставите лайк и подпишитесь на канал. Спасибо!