Найти тему
Шахматы с Капабланкой

Королевский гамбит

Оглавление
Если хотите научиться побеждать, не бойтесь нарушать равновесие! Более того, - учитесь нарушать его.
- Михаил Таль

Прежде чем пробовать играть позиционно, надо научиться комбинировать. Это правило, подтвержденное всей шахматной историей, мы настоятельно советуем усвоить каждому молодому шахматисту.
Не начинайте с ферзевого гамбита или французской защиты, играйте открытые начала и гамбиты! Быть может, вы потерпите на первых порах несколько поразений, зато таким путём научитесь играть.
- Рихард Рети

...начинающему незачем слишком углубляться в детали вариантов. Достаточно, если он ознакомится с общими идеями дебютов.
Х.-Р. Капабланка

Лучше всего изучение теории начал совмещать с практической игрой в соревнованиях. Зубрить варианты ещё хуже, нежели играть в турнирах, не заглядывая в дебютные справочники.
- Михаил Ботвинник

Всякая система вариантов рано или поздно оказывается неверной, и знание, основанное только на них, - мираж.
Рихард Рети

Подобные наставления шахматных корифеев, создавших современные шахматы, можно продолжать очень долго.

Королём гамбитов всегда был и таковым останется королевский гамбит.

В творчестве старых мастеров королевский гамбит, примерно то же самое, что сейчас сицилианская защита или испанская партия.

В общем-то за первыми ходами 1. e4 e5 2. f4 , которые определяют королевский гамбит начинается целый океан самостоятельных гамбитных дебютов.

Основные идеи королевского гамбита

Гамбит - начало в котором одна из сторон в дебюте жертвует материал для быстрейшего развития.

Сейчас самое важное, более важное, чем конкретные варианты, следует усвоить идеи, которые лежат в основе этого дебюта

Вот что по этому поводу говорил Рихард Рети:

Древнейший из известных в литературе гамбитов - королевский:
1. e4 e5 2. f4
В основе его лежат две идеи: 1) открытие линии "f", по которой после рокировки может быстро начать действовать ладья; 2) возможность создать после ухода пешки e5 (e5xf4) крепкий центр посредством d4.
...заметим только, что после 2... exf белые не могут сразу играть 3.d4, а должны сначала что-нибудь предпринять против убийственного шаха Qh4+.
Начинающий или даже имеющий опыт шахматист может значительно усилить свою игру, если будет всегда стараться разыгрывать [любой] дебют в духе вложенной в него идеи.
Например, избрав королевский гамбит, не упускать из виду обоих мотивов: атаки по линии "f" и образования пешечного центра. Уклоняясь от этих путей, он, тем самым лишает смысла свои первые ходы, и печальные последствия такой игры не замедлят, конечно, сказаться.

Сейчас проиллюстрируем сказанное примером из творчества Пола Морфи, вот позиция из партии, в которой он играл без коня b1:

Здесь в высшей степени наглядно продемонстрировано следование основным идеям дебюта: центр оккупирован двумя пешками, которые контролируют половину полей пятой линии - поля c5, d5, e5, f5. Вертикаль "f" захвачена тяжёлыми фигурами белых.

Здесь Морфи просмотрел - и на Солнце бывают пятна - мат в пять ходов, и партия продолжалась ещё несколько ходов.

Важное замечание - отсутствие коня в начале игры, это огромный материальный перевес чёрных, который они не сумели использовать, но, в то же время, отсутствие этого коня - лишний темп для белых, в духе этого начала, он приближает ввод ладьи a1 в игру, и этим темпом Морфи воспользовался технично, пожертвовав по ходу ещё одну фигуру.

Сейчас я приведу всю партию. Без подробных комментариев - они, считаю, излишни, если понимать к чему стремился Морфи. Его соперник грубых ошибок не делал до самого финала, когда уже было, в общем-то, поздно, он "всего лишь" играл шаблонно, по заученным вариантам, не особо понимая, чем занимается Морфи.

И так, исходная позиция, с которой началась партия:

Морфи - Любитель, 1857

-2

1. e4 e5 2. f4 exf4 3. Nf3 g5

-3

Наиболее популярное продолжение: чёрные не только заявляют, что пешку они не отдадут, но, главное, ход в духе этого начала, но уже с точки зрения противодействия планам белых использовать вертикаль "f" для атаки - теперь белым нужно что-то предпринимать, чтоб эту вретикаль разблокировать.

4. Bc4 g4 5. d4 - {Морфи жертвует ещё одного коня, ради построения "батареи" по ключевой вертикали "f" - в бой входит чернопольный слон, ещё и освобождая дорогу второй ладье}

-4

5... gxf3 6. O-O Bh6? {Соперник, которому "подарили" двух троянских коней, безмятежно цепляется за каждую пешку} 7. Qxf3 Nc6 8. Bxf7+ Kxf7 9. Qh5+ Kg7 10. Bxf4 Bxf4 11. Rxf4 Nh6 12. Raf1 Qe8 13. Qh4 d6 14. Qf6+ Kg8 15. Qxh6 Bd7 16. R4f3 Ne7 17. h4 Ng6 18. h5 Bg4 19. hxg6 hxg6?? Белые объявили мат в три хода:

20. Rf8+ Qxf8 21. Rxf8+ Rxf8 22. Qxg6#

-5

Единственной оставшейся фигурой Морфи поставил "эполетный" мат - ладьи напоминают погоны на плечах короля - в старину это ценилось больше очка в табице:)

Рекомендую загрузить партию на интерактивной доске, где можно посмотреть компьютерный анализ игры.

Сейчас рассмотрим на примере партии современных мастеров воплощение той же самой идеи в этом дебюте, этот вариант королевского гамбита носит название "гамбит Полерио-Муцио".

Гамбит Полерио-Муцио

Кузнецов - Корякин Борис, 2007

1. e4 e5 2. f4 exf4 3. Nf3 {этот ход определяет Гамбит Коня, наиболее популярное продолжение, реже делают ход 3. Bc4 - Гамбит Слона}

3... g5 4. Bc4 g4 5. O-O

-6

{Эта жертва коня определяет гамбит Полерио, иногда его именуют Гамбит Муцио. С некоторой перестановкой ходов, партия идет по тому же плану, что и предыдущая, но, в отличие от предыдущей партии, где изначально небыло коня на b1, здесь белым сложней ввести в игру вторую ладью - вначале необходимо вывести слона и коня, которые преграждают дорогу ладье к месту схватки. }

5... gxf3 6. Qxf3 Qf6

-7

Имея перевес в фигуру, чёрные имеют ввиду - разменять ферзей и этот ход препятствует захвату центра белыми пешками. Угроза шаха на d4 с угрозой забрать белопольного слона сильно сужает круг возможных ответов белых.

И в этом положении есть интересный план игры за белых - отдать еще пару пешек и жертвой белопольного слона завлечь чёрного короля на на поле f7, на вертикаль, по которой сооружена батарея белых.

7. e5 Qxe5 8. Bxf7+ Kxf7 9. d4

-8

Выбор следующего хода чёными определяет, понимают ли они как следует защищаться в гамбите. Существует довольно много партий современных шахматистов, где они берут ещё и эту подставленную пешку. Имея материальный перевес в две фигуры следует подумать уже о том, как максимально уменьшить атакующие возможности соперника, взятие же пешки выводит слона на гораздо более активную позицию и приближает введение в схватку второй ладьи. Старые мастера, которые играли гамбиты регулярно, понимали это гораздо лучше современных, поэтому, например, в партии Шовальтер - Таубенхауз, игранной в1889 году чёрные пешку брать не стали и выиграли довольно непринужденно, рекомендую загрузить эту партию и посмотреть, как лучше было сыграть чёрным. Разумеется, после взятия пешки d4 чёрные вовсе не обязаны проигрывать, но атака белых становится крайне опасной и за доской пути к спасению против соперника, который набил руку в разыгрывании подобных положений, сбежать от поражения крайне проблематично

9... Qxd4+ 10. Be3 Qf6 11. Nc3 fxe3 12. Qh5+ Kg7 13. Rxf6 Nxf6 14. Qg5+ Kf7 15. Rf1 Bg7 16. Nd5 e2 17. Rxf6+ здесь чёрные сдались, ввиду мата в два хода, но если доиграть до конца, финальная позиция будет крайне поучительна:

17... Bxf6 18. Qxf6+ Kg8 19. Ne7#

-9

У чёрных все "снаярды" ферзевого фланга остались на складе, белые израсходовали всё, кроме двух фигур, которыми поставили мат - демонстрация, того, как превращая материал в шахматное время, опережая противника можно добиться победы.

Загрузить и разобрать партию на интерактивной доске.

...я как бы проследил эволюцию шахматной мысли в своём развитии её основные этапы. Убеждён, что подобный путь должен пройти каждый шахматист, ставящий себе большие цели.
- Василий Смыслов

Известно, что Роберт Фишер тщательно проанализировал все партии старых мастеров, начиная с Греко и Полерио - он интуитивно понимал, что шахматы, как и любой предмет следует постигать в порядке его исторического развития.

И если Капабланка говорит, что начинающему шахматисту следует вначале основательно овладеть одним дебютом, то логично вытекает, что это должен быть королевский гамбит.

Сейчас представлю несколько партий, сыгранных королевским гамбитом в далеком 1960 году.

В первой партии играли перворазрядники.

Рекомендую загрузить партию интерактивно, тем более там есть компьютерный анализ игры: https://lichess.org/xHmXowd9

1. e4 e5 2. f4 exf4 3. Nf3 g5 4. Bc4 g4 5. O-O gxf3 6. Qxf3 Qf6 7. e5 Qxe5 8. d3 Bh6 9. Nc3 Ne7 10. Bd2 Nbc6 11. Rae1 Qf5 12. Nd5 Kd8 13. Qe2 Re8 14. Bxf4 Bxf4 15. Rxf4 Qe6 16. Re4 Qd6 17. Qf2 f6 18. Qh4 Ne5 19. Nxf6 N5g6 20. Qg5 Rf8 21. Nxh7 Rh8 22. Bf7 Rxh7 23. Rxe7 Qxh2+ 24. Kf2 c6 25. Re8+ Kc7 26. Qd8+ Kd6 27. R8e6+ Kc5 28. Qa5+ b5 29. d4+ Чёрные сдались.

Победитель в пратии - девятилетний златоустовский школьник. Прежде чем стать одним из самых тонких позиционных игроков за всю историю шахмат, мудрые уральские тренеры выучили Толю Карпова королевскому гамбиту.

А вот ещё одна партия из того же 1960-года: один из самых искушённых в королевском гамбите игроков, сыгравший вничью матч на первенство мира с самим Ботвинником, с треском проиграл в королевском гамбите другому, более удачливому, участнику чемпионских матчей - Борису Спасскому:

Спасский — Бронштейн, 1960

https://lichess.org/Wmas3Ac7

1. e4 e5 2. f4 exf4 3. Nf3 d5 4. exd5 Bd6 5. Nc3 Ne7 6. d4 O-O 7. Bd3 Nd7 8. O-O h6 9. Ne4 Nxd5 10. c4 Ne3 11. Bxe3 fxe3 12. c5 Be7 13. Bc2 Re8 14. Qd3 e2 15. Nd6 Nf8 16. Nxf7 exf1=Q+ 17. Rxf1 Bf5 18. Qxf5 Qd7 19. Qf4 Bf6 20. N3e5 Qe7 21. Bb3 Bxe5 22. Nxe5+ Kh7 23. Qe4+

На этих прмерах мы видим, что сильнейшие гроссмейстеры явно прошли в своем развитии через королевский гамбит.

Это начало следут показывать новичкам сразу после освоения "детского мата".

Бронштейн — Дубинин, первенство СССР, 1947

https://lichess.org/vEwpbNoB

1. e4 e5 2. f4 exf4 3. Nf3 g5 4. h4 g4 5. Ne5 h5 6. Bc4 Rh7 7. d4 Bh6 8. Nc3 Nc6 9. Nxf7 Rxf7 10. Bxf7+ Kxf7 11. Bxf4 Bxf4 12. O-O Qxh4 13. Rxf4+ Kg7 14. Qd2 d6 15. Raf1 Nd8 16. Nd5

-10

Просто картинка, наглядная иллюстрация того, как следует разыгрывать королевский гамбит! - Центр оккупирован белыми пешками, обе ладьи на ключевой вертикали "f"

16... Bd7 17. e5 dxe5 18. dxe5 Bc6 19. e6 Bxd5 20. Rf7+ Nxf7 21. Rxf7+ Kh8 22. Qc3+ Nf6 23. Rxf6 Qxf6 24. Qxf6+ Kh7 25. Qf5+ *

В заключение несколько коротких партий, игранных королевским гамбитом. Разумеется, столь короткие победы есть результат грубых ошибок одного из соперников, но это свойство этого дебюта - ошибаются даже корифеи.

Reinle — Lange, Murnau (Germany), 1930 https://lichess.org/1NNTqluN

1. e4 e5 2. f4 f5? 3. exf5 e4? 4. Qh5+ g6 5. fxg6 h6 {Мат в три хода} 6. g7+ Ke7 7. Qe5+ Kf7 8. gxh8=N# *

Nebermann -Silberman, Berlin, 1902 https://lichess.org/W9EUGRyI

1. e4 e5 2. f4 f5? 3. exf5 exf4? 4. Qh5+ g6 5. fxg6 Nf6 6. g7+ Nxh5 7. gxh8=Q Qh4+ 8. Kd1 d6 9. Nf3 Bg4 10. Be2 Qf2 11. Re1 Nd7 12. Bb5+ Kd8?? {мат в два хода} 13. Qxf8+ {чёрные сдались ввиду} Nxf8 14. Re8# *

Пелешенко — Сечко, Украина, 1985 https://lichess.org/GfT3X3uM

1. e4 e5 2. f4 Nf6 3. d3 d5 4. fxe5 Nxe4 5. dxe4 Qh4+ 6. Kd2 Qf4+ 7. Kc3 Qxe5+ 8. Qd4 Bb4+ 9. Kd3 dxe4+ {и белые неизбежно теряют ферзя}*

Чигорин — Бернштейн, Киев, 1903 https://lichess.org/CkwlyMZj

1. e4 e5 2. f4 Nf6 3. fxe5 Nxe4 4. Nf3 Ng5 5. c3 Nxf3+ 6. Qxf3 Qg5 7. Be2 Qxe5?! 8. O-O Qe7 9. d4 c6 10. Qg3 d5 11. Bg5 Qd6 12. Bf4! {и теряется конь b8, [1-0] }*

Lopez — Leonardo, Madrid, 1575, повтор Metz — Schmesser, Баден-Баден, 1990 https://lichess.org/3XpuhpDI

1. e4 e5 2. f4 d6 3. Nf3 Bg4 4. Bc4 c6? 5. fxe5 dxe5? 6. Bxf7+ Kxf7 7. Nxe5+ Ke8 8. Qxg4 Nf6 9. Qe6+ Qe7 10. Qc8+ Qd8 11. Qxd8+ Kxd8 12. Nf7+ *

Klark — Kelly, Kilkenny, 1996 https://lichess.org/uSWmz5d4

1. e4 e5 2. f4 d6 3. Nf3 Bg4 4. Bc4 Nc6 5. Nc3 Na5? 6. Nxe5? Bxd1?? {на это следует "мат Легаля" в два хода, следовало сыграть 6... Qh4+} 7. Bxf7+ {здесь чёрные сдались ввиду:} Ke7 8. Nd5#*

Pilsbery — Fernandez, Havana, 1900 https://lichess.org/SypPOLvX

1. e4 e5 2. f4 d6 3. Nc3 Nc6 4. Nf3 a6?! 5. Bc4 Bg4 6. fxe5 Nxe5? {и здесь "мат Легаля"} 7. Nxe5 Bxd1 8. Bxf7+ Ke7 9. Nd5# *

Weiss — Briefner, Hfmburg, 1896 https://lichess.org/Wl9yReXm

1. e4 e5 2. f4 d6 3. Nf3 Nc6 4. Bb5 Bd7 5. Nc3 Be7 6. O-O exf4 7. d4 g5 8. Nd5 Nh6 9. h4 g4 10. Bxf4 gxf3 11. Bxh6 fxg2 12. Rxf7 чёрные сдались