Всем привет, давненько не виделись. Сегодня хотелось бы затронуть одну из последних игр, выпущенных Blizzard. ККИ Hearthstone на рынке уже с 2013 года и успела набрать невероятное число поклонников и постоянных игроков, за это время были проведены десятки официальных соревнований и многие тысячи любительских, разыграны миллионы долларов в виде призовых, а трансляции по игре до сих пор держатся в топах Twitch’а. Несмотря на все эти внешние признаки успеха игры, как самостоятельного продукта, так и киберспортивной дисциплины, игровое сообщество до сих пор делится на два противоположных лагеря с различными взглядами касательно признания Hearthstone полноценным представителем спортивной сцены. Давайте же поближе познакомимся с самой игрой и с тезисами критиков.
Игра вполне успешно существует и развивается на протяжении почти шести лет, если брать за точку отсчета запуск альфа-теста, и мы до сих пор слышим от известных стримеров и профессиональных игроков в интервью и на их трансляциях слова о наличии чрезмерного рандома в матчах, «подкрутки» соперников, порядка выпадения карт и некоего влияния на механики игры извне. Мы можем просто отбросить эти домыслы и приравнять их к каким-то теориям заговора и мистификациям, но источники в лице стримеров являются безусловными лидерами мнений, как принято сейчас выражаться, и эти высказывания способны посеять зерно сомнений в сообществе, что уже и произошло, ведь на посвященных игре форумах создано множество тем с упреками в сторону Blizzard о нечестной механике. Однако, следует понимать, что старейшая коллекционная карточная игра, а именно Magic The Gathering, страдает от тех же проблем, но учитывая формат выпуска – физический, а не цифровой, игрокам сложно обвинять издателя, и на каждом турнире сыпятся обвинения в сторону противника в нечестной игре и махинациях со своей колодой. Игры в этом жанре не могут обладать полностью прозрачной механикой, ведь это портит саму концепцию, убирает элемент случайности, который всегда необходим для подпитки нашего человеческого азарта.
Когда игроки вспоминают о рандоме, многие упоминают Gwent, Artifact или тот же MTG, говоря, что эти игры не перенасыщены случайностями, в отличии от Hearthstone, где кроме обязательных для ККИ механик присутствуют и целые колоды, построенные лишь на удаче, например, известный многим старым игрокам Фейс Охотник, который просто разыгрывал все карты из руки и пробивал заклинаниями и существами в лицо противника, или тот же Паладин на секретах, который поступал так же, как и предыдущий архетип в ожидании своей ключевой карты, которая и выигрывала игры. Многие ругаются и на абсолютно непредсказуемую механику Йогг’Сарона или Зул’Джина, которая может как перевернуть игру в пользу разыгравшего, так и испортить ситуацию на столе и отдать преимущество противнику, что вызывает раздражение у того, кто остался проигравшим в этой схватке с Судьбой. Но стоит учесть, что эти карты не так часто используются в ладдере, особенно Йогг’Сарон, который ушел в вольный режим, где так же используется лишь в фановых колодах, а под Зул’Джина любители класса Охотник стараются собирать максимально нерандомную деку, чтобы минимизировать возможные потери от розыгрыша случайных заклинаний и увеличить свои шансы на успешное применение карты.
Ладно, отбросим в сторону минусы Hearthstone и постараемся привести максимально подробный список тех требований, что применяются к киберспортивным играм со стороны игроков, издателей и спортивных организаций.
1) Зрелищность – очень субъективное понятие, но опираясь на статистические данные с Twitch можно с уверенностью сказать, что Hearthstone достаточно любим зрителями для соответствия этому критерию.
2) Равные возможности для всех участников – с этим пунктом есть небольшая загвоздка, ведь жанр ККИ подразумевает коллекционирование карт и сбор наиболее полной коллекции оных, соответственно игрок недавно пришедший в HS, вряд ли сможет противопоставить свои колоды декам профессионального противника, у которого есть все карты, присутствующие в игре. Однако, здесь можно привести в пример аналогию со спортивной стрельбой – участники соревнования должны иметь свое оборудование (спортивный пистолет или винтовку) для участия в соревнованиях, но если один из участников просто не принесет свое оружие и окажется в неравных условиях, это не станет причиной непризнания всего вида спорта нечестным, это будет лишь ошибкой соревнующегося и повлечет за собой отстранение его от участия в соревновании. Такая же ситуация и в Hearthstone: каждый игрок, считающий себя профессионалом, должен иметь при себе те колоды, которые нужны для полноценного состязания.
3) Преобладание элемента мастерства над элементом случайности – мы довольно подробно рассказали об этом пункте чуть выше, но стоит уточнить, что без детального изучения механик игры, знания наиболее популярных колод противника и четкого понимания своей стратегии ни один игрок не сможет стабильно обыгрывать опытных оппонентов и уверенно одерживать победы в ладдере и на турнирах.
4) Массовость и доступность – вряд ли условный керлинг или бобслей собирает то же количество зрителей, что и ККИ от Blizzard. А стоимость сильных турнирных колод не идёт ни в какое сравнение с суммами, которые тратят профессионалы на свою хоккейную или футбольную форму, даже не учитывая огромное количество мячей, спортивного питания и шайб.
5) Вовлечённость – можно с уверенностью сказать, что 99% зрителей являются еще и игроками в Hearthstone.
Вероятнее всего, данный материал не изменит ваш взгляд на эту столь любимую нами и противоречивую игру, но все-таки, стоит понять, что Hearthstone давно обрел свое место на соревновательном поприще и, несмотря на все свои проблемы, заслуживает почетного звания киберспортивной дисциплины. Кроме того, именно ККИ от Blizzard в определенной мере возродила сам жанр и позволила не только MTG обрести новое дыхание уже в онлайн варианте, равно как и множеству других карточных игр увидеть свет, ведь без столь внезапного внимания к жанру CCG вряд ли бы мы смогли заценить Gwent от CD Project Red, недавно запущенный Artifact от Valve или те же The Elder Scrolls: Legends, которые хоть и не менее спорные, чем HS, но всё же имеют право на существование, согласитесь.
Удачи всем и пусть Бог рандома благоволит вам!
Материал подготовлен Valdorazor