В моем романе «Перелетный жених» часть событий происходит в Сербии. Уже после распада Югославии и бомбежки Белграда американцами. Мне всегда было интересно на Балканах, я часто бывал там в командировках. И тут вдруг подумал: а почему бы не собрать ту, огромную Югославию воедино, хотя бы в форме самолетных инструкций? И собрал. По одной из каждой страны, когда-то входивших в состав СФРЮ.
JAT (Jugoslovenski Aero Transport)
Именно так называлась авиакомпания Югославии. Летала она с 1927 года и обладала одним из самых мощных воздушных флотов Европы. Работала в ней и самая известная стюардесса мира - Весна Вулович. И самая везучая тоже. 6 января 1972 года самолет DC-9-32 взорвался в воздухе, все погибли, а Весна упала с высоты 10 160 метров и каким-то чудом выжила. Ученые не могут объяснить этот феномен, а сама девушка в момент взрыва потеряла сознание и очнулась уже на земле, среди обломков лайнера. Этот уникальный рекорд свободного падения без парашюта занесен в Книгу рекордов Гиннесса.
Когда балканские страны начали выходить из состава СФРЮ, в начале 1990-х, флот авиакомпании заметно сократился. Но летать продолжали, уже под вывеской JAT Airways. В этот период советские самолеты активно меняли на Boeing-737, на одном из таких мне и довелось путешествовать из Москвы в Белград.
Air Serbia
Авиакомпания - прямой наследник JAT. До 2013 года продолжала использовать старое название, но потом замутили новый дизайн. Флот - 17 самолетов. На самом деле это катастрофически мало для национального авиаперевозчика такого большого государства. Например, ровно столько же бортов насчитывается в великом герцогстве Люксембургском. Но по сравнению с остальными странами бывшей Югославии - это весьма оптимистичный результат.
Croatia Airlines
Хорватские авиалинии начинали свою деятельность под названием Zagal Zagreb Airlines в 1990 году. Тогда у них тоже были лихие годы и компания перевозила грузы на единственном самолете Cessna -402. Сейчас у них флот из 12 самолетов и в год они переводят порядка 1,5 миллионов пассажиров. Чувствуют себя замечательно, от коммерческих провалов застрахованы, поскольку полностью принадлежат правительству страны.
Adria
Словенская авиакомпания как самостоятельное предприятие появилась еще в 1961 году. Тогда - в составе Югославии. Называлась она Adria Aviopromet, и летала на DC-6 и DC-9. Сейчас флот состоит из 12 самолетов, которые выполняют более 150 рейсов в неделю (это только регулярные, не считая чартерных направлений). Что интересно, словенцы заказали себе аж 15 самолетов Sukhoi Superjet 100 для пополнения авиапарка. Ну, поглядим...
Montenegro Airlines - авиакомпания Черногории основана в 1994 году. Летают по всей Европе, в том числе - в Москву. Флот состоит из среднемагистральных самолетов: два Fokker-100 (один из которых сломал шасси на обледеневшей полосе - тогда чудом никто не погиб, ремонт проведён, но пока не используется) и три Embraer-195. На одном из них я летал, и могу сказать, что на борту был лучший обед с нормальной мясной котлетой и большим куском шоколадного торта на десерт.
Kosova Airlines
Самая новая из всех бывше-югославских авиакомпаний. При этом своего флота не имеет. У них формально числятся четыре самолета, которые выделили немецкие партнеры, но все понимают, что это просто ширма. самостоятельных рейсов у них нет, только совместные. Самолеты по-прежнему немецкие и даже на инструкциях по безопасности, кроме гордого косоварского орла стоит логотип партнерской авиакомпании.
B&H Airlines
Национальная авиакомпания Боснии и Герцеговины в 1994 году собрал у себя весь европейский неликвид - Fokker-50, Як-42, даже военно-транспортный CASA C-212. И один-единственный новый самолет - ATR 72. По сути это был набор "летающих маршрутных такси". Пассажиров перевозили только в ближайшие страны, самый дальний маршрут у них был в Копенгаген - туда я, собственно, и летал из Сараево в 2004 году. А год спустя авиакомпания закрылась из-за низкой рентабельности.
Macedonian Airlines
История самостийной македонской авиации началась еще в 1991 году, компания называлась Palair Macedonian. Числилась в ней списанная советская "Тушка", но летали арендованные у немцев Fokker-100. Через два года один из них разбился при взлете в аэропорту Скопье, погибли 87 человек и авиакомпания прекратила свое существование. Год спустя появился новый национальный авиаперевозчик - Macedonian Airlines, собравший флот из пяти Boeing-737. Летали они до 2009 года, пока самолеты один за другим не начали выходить из строя. Чтобы избежать банкротства, македонцы сделали ставку на последний оставшийся в живых 737-й, провели ребрендинг, назвались MAT Airways и еще пару лет коптили небо на чартерных направлениях. Но в итоге сдулись. На сегодняшний день в Македонии нет своей авиакомпании.
Подписывайтесь на канал, друзья! Ставьте лайки, делитесь понравившимися статьями.
Если вы часто летаете на самолетах, то вас может заинтересовать статья о самых безопасных местах для пассажиров, а также рейтинг самых надежных самолетов.
А если вы боитесь летать, то прочтите советы, как победить аэрофобию и еще про один секретный лайфхак, который поможет быстро успокоиться на борту.
И самое главное, воспользуйтесь подсказкой, как собирать в багаж меньше вещей.