«Государь не должен иметь ни других помыслов, ни других забот, ни другого дела, кроме войны, военных установлений и военной науки, ибо война есть единственная обязанность, которую правитель не может возложить на другого.»
Никколо Макиавелли, «Государь», 1532
В честь Дня защитника Отечества BIS ART GALLERY решили рассказать об одном персонаже Мамуки Дидебашвили, являющимся квинтэссенцией мужской суровости.
Перед вами мужчина средних лет стоит в профиль, глядит он куда-то вдаль. Это вождь, военачальник. Сначала смотришь на картину, и лицо его, кажется, не выражает никаких эмоций. Всматриваешься - и прямо сам физически ощущаешь эту усталость. О чем вождь думает? О тактических ли планах или принял он решение бросить свои войска на защиту города или на взятие крепости? Так или иначе любое его военное решение приведет к потерям человеческих жизней, так как это война - на ней умирают. Будет ли его решение верным и приведет ли оно к победе? Высокая должность помимо почестей и уважения всегда несет еще и высокую ответственность за жизнь всего народа - от того и усталость эмоциональная и психологическая.
А возможно это усталость физическая после долгой и изнуряющей битвы.
Так или иначе художнику Мамуке Дидебашвили удалось передать эту усталость от груза ответственности в одних лишь глазах вождя. Посмотрите, какие они покрасневшие от недосыпа; а морщины вокруг них говорят зрителю, что вождь, у которого за плечами богатый опыт, состоящий из многочисленных побед и поражений, находится в долгих размышлениях и в столь тяжелых поисках тактического решения на предстоящую битву. Вот она, невыносимая суровость бытия человека с высокими полномочиями и высокой ответственностью.
Дисциплиной справляйся с беспорядком, спокойствием – с волнением – это есть способы контролировать дух армии.
Сунь-цзы, "Искусство войны".
Дидебашвили, который вдохновившись эстетикой персонажей Северного Возрождения, зачастую также одаряет своих персонажей такими же, на первый взгляд, неприступными лицами. Используя опять же сложную и кропотливую многослойную технику фламандских старых мастеров он мазками лепит очень характерные лица, выявляя в итоге сущность каждого персонажа. Но тем не менее абстрактный фон работ и его яркий, можно сказать, неестественный цвет придают свежесть и современность портретам Мамуки Дидебашвили, несмотря на средневековые одеяния персонажей. В данном случае нижняя часть фона цвета электрик и верхняя часть более спокойного глубокого синего цвета хорошо создают некое визуальное напряжение, что тоже подчеркивает противоречивую натуру вождя, который как будто сошел со страниц "Государя" Никколо Макиавелли.