В Русском музее фотографии (улица Пискунова, 9а) завершился ремонт третьего этажа здания. Новое выставочное пространство откроется 21 февраля в 17:30 фотовыставкой Маргариты Фединой «Сталинский ампир» (12 +) и творческой встречей с автором.
Сталинская архитектура – особое направление в архитектуре СССР, к которому относят здания, построенные с середины 1930-х до конца 1950-х годов. Это уникальное явление представляет собой сплав нескольких стилей, отличающихся от предшествующих направлений в отечественной, а также зарубежной архитектуре того же периода.
Автопортрет Маргариты Фединой
Пришедшая на смену конструктивизму новая архитектурная политика в СССР способствовала становлению монументального стиля, близкого к ампиру, эклектике и ар-деко. Для сталинского ампира (сталианса) характерно использование архитектурных ордеров, барельефов с советской символикой, композиций из скульптурных фигур трудящихся, спортсменов, военных.
Все это можно увидеть на фотографиях Маргариты Фединой. В экспозицию вошло около 70 работ автора. Выставка будет работать по 24 марта.
Кроме того, 22 и 23 февраля пройдут лекции и мастер-класс по фотосъемке архитектуры и обработке интерьерных фото – участие по предварительной записи для групп из 10–15 человек.
Лубочная красота
Накануне, 19 февраля, в музее открылась еще одна необычная выставка «Фотопанно в СССР. От пафоса до китча. 1947–1987» (18+) из обширной коллекции Леонида Леонидовича Крайнова-Рытова.
В ХХ веке фотография вошла в каждый дом, став значимым явлением высокой и массовой культуры. Среди многообразия примеров профессиональной и любительской фотосъемки заметное место заняли фотографические сувениры, для производства которых применялась ручная фотопечать. Предлагаемая выставка посвящена особому виду таких изделий – фотопанно, чьи сюжеты отражают не только вкусы рядовых обывателей, но еще дают возможность увидеть несколько этапов истории страны.
Сентиментальная фотография былого времени
Производство фотопанно было отчасти инициировано властями как один из способов пропаганды (с портретами вождей и народных героев), а с другой стороны, представляло собой неконтролируемый сверху массовый поток нелегальной продукции, наводнившей СССР. Обычно продаваемые на вещевых рынках «работы невысокого искусства» соответствовали запросам простого человека – тиражировались изображения народных кумиров, таких как запрещенный Владимир Высоцкий, Юрий Гагарин, Алла Пугачева, или незатейливые композиции из цветов и котят.
В экспозицию вошли фотопанно, выпущенные официально и неофициально в разных регионах Советского Союза. Это портреты известных людей, а также натюрморты и городские пейзажи. Во второй половине прошлого века можно было увидеть такие работы повсюду: в домах, клубах, школах, кабинах автомобилей. Сначала они были черно-белыми, затем отпечатки стали раскрашивать яркими анилиновыми красителями, в 1950-е годы даже использовали цветную фотопечать.
После завершения работы выставки все экспонаты будут подарены Русскому музею фотографии. Посетить ее можно по 28 февраля. Телефон 437-37-43.