Найти тему
Александр Луканин

10 крупнейших линкоров и линейных крейсеров в истории

В список включены исключительно корабли, которые были реально построены в металле и находились в составе флота. Недостроенные или существовавшие лишь на бумаге проекты (например "Н" серия, линкоры класса "Монтана", линкоры проектов 23 и 24, "большие крейсера" типа "Сталинград" и "Кронштадт" и прочие) оставил за рамкой темы.

1 место. Класс Yamato

Суперлинкор IJN Yamato
Суперлинкор IJN Yamato

Корабли серии:

  • IJN Yamato
  • IJN Musashi
  • IJN Shinano (достроен как авианосец)
  • №111 (не закладывался)

Без преувеличения - крупнейшие линейные корабли в истории. Проект разрабатывался с осени 1934 года в рамках идеи индивидуального превосходства каждого корабля Императорского флота Японии над таким же кораблём противника. Было рассмотрено свыше 25 вариантов с водоизмещением от 59 до 65 тысяч тонн. Проект утверждён в марте 1937 года. Примечателен уровень секретности, с которой эти корабли проектировались и строились - американской разведке так до самого конца войны и не удалось вскрыть истинные размеры кораблей, и американцы ошибочно считали, что водоизмещение около 45 тысяч тонн, а главный калибр 406-мм (410-мм у японцев). Когда же американцы узнали, насколько опасен был их враг - было уже поздно, линкоры покоились на дне океана. За время войны в боевых действиях практически не участвовали. Главной особенностью кораблей были мощнейшие 460-миллиметровые орудия главного калибра - таких огромных орудий не имел больше НИ ОДИН линкор в мире.

Линкор IJN Yamato в фильме "Ямато" (2005). До боевой рубки - неплохо сделанный макет в натуральную величину, дальше - компьютерная графика
Линкор IJN Yamato в фильме "Ямато" (2005). До боевой рубки - неплохо сделанный макет в натуральную величину, дальше - компьютерная графика

Полное водоизмещение - 72 808 тонн

Длина - 263 метра

Ширина - 38,9 метра

Осадка - 10,9 метра

Вооружение: главный калибр - 9 460-мм/45 орудий 40-SK Type 94 в трёх башнях; вспомогательный калибр - 6 155-мм/60 орудий Type 3; зенитное вооружение: 12 спаренных 127-мм/40 орудий Type 89 в открытых и башенных установках; 50 строенных и 2 одинарных 25-мм/60 зенитных автомата Type 96

Авиационная группа: 7 самолётов

Бронирование: главный пояс - 270-410 мм; башни главного калибра - 190-650 мм; палуба - 200 мм; боевая рубка - 300-500 мм

Мощность силовой установки - 153 550 л.с.

Максимальная скорость хода - 27,5 узла

Автономность: 7200 миль на скорости 16 узлов.

2 место. Класс Iowa

Линкор класса Iowa BB-62 New Jersey
Линкор класса Iowa BB-62 New Jersey

Корабли серии:

  • BB-61 Iowa
  • BB-62 New Jersey
  • BB-63 Missouri
  • BB-64 Wiskonsin
  • BB-65 Illinois (не достроен)
  • BB-66 Kentucky (не достроен)

Самые известные американские линкоры 2-ой Мировой. Проект базировался на кораблях типа "Северная Каролина" и "Южная Дакота", вместе с тем имелся ряд существенных отличий: увеличена длина корабля (для достижения более высокой скорости), почти в два раза увеличена мощность силовой установки, так же корабли получили более мощные по сравнению с предшественниками орудия главного калибра. Неоднократно принимали участие в артиллерийских обстрелах береговых укреплений японцев, а в сентябре 1945 года на борту линкора "Миссури" япония подписала акт о безоговорочной капитуляции. Последнее боевое применение линкоров класса Iowa относится к войне в Персидском заливе в 1991 году. В настоящие время - корабли-музеи.

Главный калибр линкора класса Iowa
Главный калибр линкора класса Iowa

Полное водоизмещение - 57 540 тонн

Длина - 270,4 метра

Ширина - 33 метра

Осадка - 11 метров

Вооружение: главный калибр - 9 406-мм/50 орудий Mk7 в трёх башнях; универсальный калибр - 10 спаренных 127-мм/38 орудий Mk12; зенитная артиллерия - 20 счетверённых 40-мм автоматов Boffors Mk1; 49 20-мм зенитных автоматов Erlikon Mk2/3/4

Авиационная группа - 3 самолёта

Бронирование: главный пояс - 307 мм; башни главного калибра - 184-432 мм; палуба - 153 мм; боевая рубка - 102-440 мм

Мощность силовой установки - 212 000 л.с.

Максимальная скорость - 32,5 узла

Автономность - 15 000 миль на скорости 15 узлов

3 место. Класс Bismarck

Линейный корабль Bismarсk
Линейный корабль Bismarсk

Корабли серии:

  • Bismarck
  • Tirpitz

Самые мощные корабли Кригсмарине. Работы по проекту начались в 1932 году и изначально планировалось построить линкор с 8 х 330-мм орудиями ГК, однако после денонсирования Версальского договора в 1935 году проект переработали под 380-мм орудия. Отличительной особенностью "немцев" было то, что вес брони составлял немалую долю от водоизмещения - около 40%, а так же веретенообразный корпус. При сравнительно невысокой мощности ЭУ были весьма быстроходны, однако использование котлов с повышенными параметрами пара привело к повышенному расходу топлива и снижению надёжности. Во время войны линкоры одним своим существованием сковывали значительные силы флота союзников. Оба были потоплены: "Бисмарк" 27 мая 1941 года в Атлантике, после потопления им британского линейного крейсера "Худ"; "Тирпиц" 12 ноября 1944 года сверхтяжёлыми бомбами "Толлбой" в Норвегии.

Линкор "Тирпиц"
Линкор "Тирпиц"

Полное водоизмещение - 53 500 тонн

Длина - 253,6 метра

Ширина - 36 метров

Осадка - 10,6 метра

Вооружение: главный калибр - 8 х 380-мм/52 орудий SK-C/34; вспомогательный калибр - 12 х 150-мм/55 орудий SK-C/28 в шести башнях; зенитная артиллерия - 16 х 105-мм/65 орудий SK-C/37 в восьми установках, 16 х 37-мм/83 орудий SK-C/30, 12 одиночных и 18 счетверённых 20-мм/65 зенитных автоматов MG C/30

Авиационная группа - 6 самолётов

Бронирование: главный пояс - 170-320 мм; башни главного калибра - 130-360 мм; палуба - 95 мм; боевая рубка - 220-350 мм

Мощность силовой установи - 163 026 л.с.

Максимальная скорость хода - 30,8 узла

Автономность - 8 870 миль на скорости 19 узлов

4 место. Класс Vanguard

Линейный корабль Vanguard
Линейный корабль Vanguard

Корабли серии:

  • HMS Vanguard

Последний линейный корабль, построенный в Великобритании... и последний представитель последнего поколения линкоров. Разработка базировалась на проекте линейных кораблей типа Lion. Несмотря на то, что в качестве главного калибра были использованы уже готовые орудия, корабль вступил в строй уже после войны. В первые послевоенные годы часто использовался в качестве "королевской яхты". Отличительной чертой линкора, по сравнению с предшественниками, можно назвать мореходный нос - у предшественников он был практически прямым, из-за требования обеспечения возможности вести курсовой огонь на минимальных углах возвышения, при этом проблемы с мореходностью игнорировались. Корабль был снят с вооружения и отправлен на слом в 1960 году.

Линейный корабль Vanguard
Линейный корабль Vanguard

Полное водоизмещение - 51 420 тонн

Длина - 248,3 метра

Ширина - 32,9 метра

Осадка - 10,4 метра

Вооружение: главный калибр - 8 х 380-мм/42 орудия Mk IA в четырёх башнях; универсальный калибр - 16 х 133-мм/50 орудий Mk I в восьми башнях; зенитная артиллерия - 10 шестиствольных, 1 сдвоенный и 11 одинарных 40-мм автомата Bofors

Бронирование: главный пояс - 343-356 мм; башни главного калибра - 150-343 мм; палуба - 150 мм; боевая рубка - 25-75 мм

Мощность силовой установки - 135 560 л.с.

Максимальная скорость - 31,5 узла

Автономность - 8400 миль на скорости 14 узлов

5 место. Класс Hood

Линейный крейсер HMS Hood
Линейный крейсер HMS Hood

Корабли серии:

  • HMS Hood
  • HMS Roodney (строительство отменено)
  • HMS Anson (строительство отменено)
  • HMS Howe (строительство отменено)

Самый известный линейный крейсер британского ВМФ, а на момент вхождения в строй - и крупнейший линейный крейсер в мире. Работу над проектом начали после Ютладского сражения, и в нём хотели учесть ошибки предшественников. В частности, была усилена броневая защита и вооружение. Интересной особенностью корабля стал "внутренний" (под обшивкой буля) пояс брони, толщиной 305-мм. В 1920 году корабль был очень необычным, так как уже имел признаки как дредноута, так и линейного крейсера. В межвоенные годы стал гордостью и "лицом" ВМФ Великобритании. В начале 2-ой МВ участвовал в уничтожении французского флота. В мае 1941 года был потоплен огнём главного калибра немецкого линкора "Бисмарк".

Линейный крейсер HMS Hood
Линейный крейсер HMS Hood

Полное водоизмещение - 46 480 тонн

Длина - 267,5 метра

Ширина - 31,7 метра

Осадка - 9 метров

Вооружение: главный калибр - 8 380-мм/42 орудий Mk I в четырёх башнях; вспомогательный калибр - 12 х 140-мм орудий; зенитное вооружение - 4 х 104-мм орудия

Бронирование: главный пояс - 305-мм; башни главного калибра - 127-381 мм; палуба - 127 мм; боевая рубка - 76-280 мм

Мощность силовой установки - 144 000 л.с.

Максимальная скорость хода - 31,9 узла

Автономность - 7500 миль на скорости 14 узлов

6 место. Класс Nagato

Линейный корабль IJN Nagato
Линейный корабль IJN Nagato

Корабли серии:

  • IJN Nagato
  • IJN Mutsu

Линкор Японского Императорского флота. Первый в мире линейный корабль с 410-мм орудиями главного калибра, и первый корабль японской разработки. Проект разрабатывался в рамках программы "8-8", согласно которой японский флот должен был иметь 8 линкоров и 8 линейных крейсеров с мощным вооружением, однако ввиду вступления в силу Вашингтонского договора было построено всего два корабля, а корпус линейного крейсера перестроен в авианосец. Mutsu взорвался на якорной стоянке, а Nagato был использован американцами во время испытания ядерного оружия.

Японские линейные корабли IJN Nagato, IJN Yamato и IJN Musashi
Японские линейные корабли IJN Nagato, IJN Yamato и IJN Musashi

Полное водоизмещение - 46 356 тонн

Длина - 224,9 метра

Ширина - 33 метра

Осадка - 9,5 метра

Вооружение: главный калибр - 8 х 410-мм/45 орудий 41 cm/45 3rd Year Type в четырёх башнях; вспомогательный калибр - 18 х 140-мм/50 орудий; зенитная артиллерия - 4 спаренных 127-мм/40 орудия Type 89, 10 сдвоенных 25-мм/60 автомата Type 96

Авиационная группа - 3 самолёта

Бронирование: главный пояс - 102-305 мм; башни главного калибра - до 457 мм; палуба - 127 мм; боевая рубка - 370 мм

Мощность силовой установки - 82 300 л.с.

Максимальная скорость хода - 25 узлов

Автономность - 8560 миль на скорости 16 узлов

7 место. Класс Littorio

Линейный корабль Roma
Линейный корабль Roma

Корабли серии:

  • Littorio
  • Vittorio Veneto
  • Roma
  • Imperio (не достроен)

Крупнейший линкор итальянского флота во 2-ой МВ. По условиям Вашингтонского договора, Италии разрешалось построить два линкора водоизмещением 35 тысяч тонн. При разработке проекта в 20-30-ых годах выяснилось, что обеспечить достаточную защиту от 406-мм снарядов при сохранении скорости хода удастся лишь при вооружении не более 6 х 406-мм. Вместе с тем, итальянская промышленность оказалась не готова к созданию 406-мм орудий, поэтому остановились на 380-мм, максимально форсировав баллистику. В конструкции линкоров была использована ПТЗ оригинальной конструкции - "труба Пульезе", так же использовалась схема "разнесённого" бронирования. В отличие от своих предшественников, где в жертву скорости принесли броневую защиту, на линкорах класса "Литторио" бронирование было весьма мощное. "Рома" был потоплен по пути на Мальту в 1943 году немецкой планирующей бомбой Fritz-X, два других были разобраны на металл после войны.

Линейный корабль Littorio
Линейный корабль Littorio

Полное водоизмещение - 45 485 тонн

Длина - 240 метров

Ширина - 32,9 метра

Осадка - 9,7 метра

Вооружение: главный калибр - 9 х 380-мм/50 орудий Ansaldo Mod.1934 в трёх башнях; вспомогательный калибр - 12 х 152-мм/55 орудий Ansaldo Mod.1934/1936 в четырёх башнях; зенитное вооружение - 12 х 90-мм/50 орудий Ansaldo Mod.1938/1939, 8 сдвоенных и 4 одинарных 37-мм/54 зенитных автомата Breda Mod.1932/1938/1939

Авиационная группа - 3 самолёта

Бронирование: главный пояс - 280 мм; башни главного калибра - 280-350 мм; палуба - 162 мм; боевая рубка - 280-350 мм

Мощность силовой установки - 130 000 л.с.

Максимальная скорость - 30 узлов

Автономность - 4750 миль на скорости 14 узлов

8 место. Класс Richelieu

Линейный корабль Richelieu
Линейный корабль Richelieu

Корабли серии:

  • Richelieu
  • Jean Bart

Линейный корабль французского флота. Проект базировался на линейных крейсерах класса Dunkerque, однако отличался значительно большими размерами, скоростью, огневой мощью и броневой защитой. От линейного крейсера корабли унаследовали оригинальное расположение башен главного калибра в носовой части, что позволило сократить длину цитадели. Достройке второго корабля серии помешала оккупация Франции немецкими войсками в мае 1941 года, после чего оба линкора перешли к берегам Африки. Jean Bart достроен уже после войны. Линкоры были выведены из состава флота в конце 1960-ых и разобраны на металл.

Линейный корабль Richelieu
Линейный корабль Richelieu

Полное водоизмещение - 44 708 тонн

Длина - 247,9 метра

Ширина - 33,1 метра

Осадка - 9,17 метра

Вооружение: главный калибр - 8 х 380-мм/45 орудий Modele 1935 в двух башнях; вспомогательный калибр - 9 х 152-мм/55 орудий Modele 1930 в трёх башнях; зенитная артиллерия - 6 спаренных 100-мм/45 орудий Modele 1930; 4 сдвоенных 37-мм/50 зенитных автомата

Авиационная группа - 3 самолёта

Бронирование: главный пояс - 330 мм; башни главного калибра - 170-430 мм; палуба - 170 мм; боевая рубка - 340 мм

Мощность силовой установки - 155 000 л.с.

Максимальная скорость - 31,5 узла

Автономность - 10 000 миль на скорости 15 узлов

9 место. Класс South Dakota

Линейный корабль BB-57 South Dakota
Линейный корабль BB-57 South Dakota

Корабли серии:

  • BB-57 South Dakota
  • BB-58 Indiana
  • BB-59 Massachusetts
  • BB-60 Alabama

Линкоры американского флота. Представляли собой улучшенный вариант линкоров класса "Северная Каролина" - корабли стали короче, вместо двух труб осталась одна, однако сохранены бронирование, огневая мощь и скорость предшественников. Вместе с тем из-за продления пояса вниз ухудшилась ПТЗ. Стали последними линкорами, созданными по ограничениям Вашингтонского договора. Главным недостатком кораблей стала недостаточная скорость хода. После войны корабли вывели в резерв, "Южная Дакота" и "Индиана" пущены на слом, "Массачусеттс" и "Алабама" - корабли-музеи.

-18

Полное водоизмещение - 44 500 тонн

Длина - 207,3 метра

Ширина - 33 метра

Осадка - 11 метров

Вооружение: главный калибр - 9 х 406-мм/45 орудий Mk6 в трёх башнях; универсальный калибр - 10 спаренных 127-мм/38 орудий Mk12; зенитная артиллерия - 18 счетверённых 40-мм зенитных автоматов Bofors, 77 х 20-мм зенитных автоматов Erlikon Мк2/3

Авиационная группа - 3 самолёта

Бронирование: главный пояс - 310 мм; башни главного калибра - 187-457 мм; палуба - 127 мм; боевая рубка - 102-406 мм

Мощность силовой установки - 130 000 л.с.

Максимальная скорость хода - 27,5 узла

Автономность - 15 000 миль на скорости 15 узлов

10 место. Класс North Carolina

-19

Корабли серии:

  • BB-55 North Carolina
  • BB-56 Washington

Первые американские линкоры нового поколения. Проектные работы начались в 1935 году и до 1937 года было рассмотрено множество вариантов, отличавшихся вооружением, компоновкой и защитой. Изначально планировалось вооружить корабли 356-мм артиллерией главного калибра, однако после отмены договорных ограничений их заменили на 406-мм орудия, в результате корабли вышли не сбалансированными по броневой защите. Корабли сняты с вооружения в 1961 году.

-20

Полное водоизмещение - 44 379 тонн

Длина - 222,1 метра

Ширина - 33 метра

Осадка - 10 метров

Вооружение: главный калибр - 9 х 406-мм/45 орудий Mk6 в трёх башнях; универсальный калибр - 10 спаренных 127-мм/38 орудий Mk12; зенитная артиллерия - 4 счетверённых 28-мм/75 орудия; 12 12,7-мм пулемётов

Авиационная группа - 3 самолёта

Бронирование: главный пояс - 168-305 мм; башни главного калибра - 249-406 мм; палуба - 140 мм; боевая рубка - 373-406 мм

Мощность силовой установки - 121 000 л.с.

Максимальная скорость хода - 27,5 узла

Автономность - 13 500 миль на скорости 15 узлов

ЗАМЕТКА. Если бы (просто представим?), конечно, случилось такое, что проекты 23 и 24, линкор "Монтана", немецкий Н или линкоры Тиллмана были построены, мне кажется, 10-ка выглядела бы так:

1 - Н-44 (133 000 тонн)

2 - Проект 24 (81 000 тонн)

3 - "Тиллман" (80 000 тонн)

4 - "Ямато" (72 808 тонн)

5 - "Монтана" (70 500 тонн)

6 - "Советский Союз" (65 150 тонн)

7 - "Айова" (57 540 тонн)

8 - "Бисмарк" (53 500 тонн)

9 - "Вэнгард" (51 420 тонн)

10 - "Худ" (46 480 тонн)

Но, как говорится, чего не было - того не было, первое место по размерам принадлежит линкорам класса "Ямато".