Найти в Дзене
Киноа: кино + архитектура

«Цветы равноденствия»: художественный мир в первом цветном фильме Ясудзиро Одзу

Оглавление

Ретроспектива классика мирового кино Ясудзиро Одзу прошла в Москве осенью 2018 года. Ее отголоски можно увидеть прямо сейчас в Петербурге. Наш киноклуб будет вести свой дневник ретроспективы, и начнем мы с первого цветного фильма Одзу «Цветы равноденствия» 1958 года.

Кадр из фильма «Цветы равноденствия»
Кадр из фильма «Цветы равноденствия»

«Что вы хотели сказать этим фильмом?»

В центре сюжета – господин Хираяма (Син Сабури), отец семейства с двумя дочерьми на выданье. О будущем своих взрослых дочерей задумываются и его бывшие одноклассники, с которыми он поддерживает приятельские отношения. Весь фильм Хираяма переживает о замужестве непослушной старшей дочери, рассуждает о браке молодых, принимая то одну (прогрессивную), то другую (установленную, традиционную) сторону конфликта.

«Цветы равноденствия» пробиваются сквозь головы зрителей
«Цветы равноденствия» пробиваются сквозь головы зрителей

У Одзу такие расплывчатые названия фильмов (времена года, цветы, еда), что сложно сходу вспомнить сюжет каждого. Хотя, если серьезно, в «Цветах равноденствия» нет никаких туманностей, все предельно ясно: речь идет о буддистском празднике Хиган, который отмечают каждый год в день весеннего и осеннего равноденствия. В Японии Хиган практически совпадает с ханами, временем цветения сакуры. Хиган начинают праздновать в двадцатых числах марта, сакура цветет примерно в это же время, в конце марта - начале апреля. А где ханами, там и свадьбы: время цветения сакуры считается сезоном свадеб.

Кадр из фильма «Цветы равноденствия»
Кадр из фильма «Цветы равноденствия»

Чайники и чашки

Одзу – настоящий художник с удивительным ощущением цвета. Камера то и дело останавливается на ярко-красном чайнике, как будто хочет нам что-то сказать и не решается. Ярко-красный чайник (вполне обычный, не японский чугунный тэцубин) среди аутентичного интерьера японского дома – это то же самое, что и дочери из фильма, которые «бунтуют» против отцов, отказываясь слушать их в вопросах брака и выходить за рекомендованных женихов. Они, как и красный чайник, сами по себе: находят себе мужей самостоятельно, что противоречит установившимся порядкам.

Кадр из фильма «Цветы равноденствия
Кадр из фильма «Цветы равноденствия

Обращают на себя внимание и попавшие в кадр маленькие чайные чашки. Смотришь – и диву даешься: это же прямо наш ЛФЗ, Ломоносовский (сейчас Императорский) фарфоровый завод с его знаменитыми фарфоровыми чашками в полоску и сервизами в «фирменную» кобальтовую сетку! Никто не отрицает, что аналогичная посуда производилась и в Японии, но сложно пройти мимо такого очевидного сходства.

Кобальтовая сетка, сервиз, Императорский фарфоровый завод
Кобальтовая сетка, сервиз, Императорский фарфоровый завод

Народ и буржуазия

Как только Пикассо овладевал какой-то техникой, он переставал ее использовать.
Милтон Глейзер

То же самое можно сказать о великих режиссерах. Ясудзиро Одзу много упрекали в отречении от поисков социальной справедливости, когда он перешел от черно-белой пленки к цвету и от условного соцреализма к условному формализму (правильное название для стиля Одзу в кино - трансцендентальный стиль - придумал Пол Шредер). Как пишет Дональд Ричи в своей замечательной монографии про Одзу, японским критикам не нравились чересчур идеальные интерьеры в цветных фильмах, обращение Одзу к миру уже не бедных, униженных и оскорбленных, а к семьям из среднего, а то и высшего класса, буржуазии. Но если вернуться к классической цитате из Милтона Глейзера (который в мире графического дизайна – примерно как Пикассо для живописи или Одзу для кино), то все возвращается на свои места: Одзу овладел техникой, изучил возможности камеры, актеров, выбранных ракурсов и точек съемки, возможно даже исчерпал какие-то сюжеты и принялся за новое.

Но все же вероятнее, что всю свою жизнь режиссер работал над одними и теми же сюжетами, темами и мотивами, продолжал их и развивал. Как и Антониони, Одзу показывает, что проблемы у бедных и богатых могут быть теми же, только на примере среднего / высшего класса они показательнее.

Триады по-японски

Тот же Дональд Ричи говорит о триаде мест, с которыми любой японец ощущает крепкую взаимосвязь всю свою жизнь: это школа, работа и дом. Вокруг этих мест / единств Одзу выстраивает свои сюжеты. В «Цветах равноденствия» присутствуют все три идентичности: традиционный дом, модернизированный офис и школа в образе бывших одноклассников (они хранят дружбу, общаются, встречаются на семейных торжествах, в ресторане и на службе).

Кадр из фильма «Цветы равноденствия»
Кадр из фильма «Цветы равноденствия»

Любопытно, что обо всех этих вещах пишет урбанист и гражданин Джейн Джейкобс в своей последней книге «Закат Америки». Как и Одзу, она подчеркивает, что семья с ее домохозяйством и укоренившимися порядками подготовлена к распаду. Кроме того, она указывает на проблемы высшего образования и сложности в контроле за профессиональными сообществами. На примере американского общества начала нулевых Джейкобс фактически повторяет японское триединство школа-работа-дом.

Кадр из фильма «Цветы равноденствия»
Кадр из фильма «Цветы равноденствия»

Токийский модернизм

Архитектура выделяется с первых кадров. И здесь прекрасно работает постулат классического модернизма «Less is more».

«Меньше – значит больше»
девиз Людвига Миса ван дер Роэ

В погоне за красивыми кадрами камера не распыляется на множественную натуру. Достаточно одного выверенного ракурса, чтобы зритель оценил уровень операторского мастерства и художественный взгляд режиссера. Ракурс фантастический: в объектив попадает небольшой участок между многоэтажными домами Токио, виден фрагмент синего неба с надвигающимися на него стенами и окнами. Логично предположить, что небо – это традиция, а коричневая и серая офисная архитектура – это новая жизнь, которая вступает с этой традицией в конфликт.

Когда рассматриваешь зафиксированные камерой увлекательные панорамы (например, вид на здание больницы или железную дорогу), кажется, что сидишь в медитативной позе на горе мудрости и совершенно забываешь про петербургский кинозал и людей вокруг.

Кадр из фильма «Цветы равноденствия»
Кадр из фильма «Цветы равноденствия»

Модернистский госпиталь с ненавязчивым синеватым орнаментом на стене действительно впечатляет, хотя оригинального проекта мы уже не увидим. Первоначальное здание госпиталя Святого Луки погибло вместе с сотнями других зданий Токио во время Великого землетрясения Канто в 1923 году. Через несколько лет архитектор-модернист Антонин Рэймонд на деньги Фонда Рокфеллера восстановил госпиталь, ставший с тех пор символом японско-американской дружбы.

Госпиталь Святого Луки на старой открытке
Госпиталь Святого Луки на старой открытке

Рэймонд построил в Токио еще несколько незаурядных зданий, посольских резиденций. Именно ему тогдашний посол Франции в Японии (и выдающийся писатель) Поль Клодель доверил реконструкцию французского посольства после землетрясения. Сохранилась фотография членов франко-японского общества в отеле «Империал» в 1924 году.

Поль Клодель в центре, крайний слева - архитектор Антонин Рэймонд
Поль Клодель в центре, крайний слева - архитектор Антонин Рэймонд

А вот два архивных фото из статьи Кристин Ванреди-Озанно из книги «Архитектура и дипломатия»:

Антонин Рэймонд, французское посольство в Токио
Антонин Рэймонд, французское посольство в Токио
Здание посольства после бомбардировки 1945 г.
Здание посольства после бомбардировки 1945 г.

Декор и джаз

Режиссер необычайно внимателен к деталям. Это и вышеупомянутый чайник, и расцветки кимоно, и полосатые полотенца, небрежно брошенные на спинки кресел (такие акценты замечаешь раза два или три в разных комнатах). Небрежно? Как бы не так! Здесь нет ничего случайного, даже метелка в конце коридора должна висеть на крючке, а не валяться у стены.

Кадр из фильма «Цветы равноденствия»
Кадр из фильма «Цветы равноденствия»

Красно-черный радиоприемник – вещь современная, из века нового, но песни по нему транслируют свои, старые, любимые: можно надеть кимоно, тихонечко сесть у стола и размечтаться. В одной части бара идет дым от горячей лапши, в другой – играет джаз и пьют виски.

Кадр из фильма «Цветы равноденствия»
Кадр из фильма «Цветы равноденствия»
Кадр из фильма «Цветы равноденствия»
Кадр из фильма «Цветы равноденствия»
Кадр из фильма «Цветы равноденствия»
Кадр из фильма «Цветы равноденствия»

У моста девчонки беззаботно катаются на лодке, резвятся и шумят, на мосту их родители вспоминают войну и свою жизнь в военное время. Буквально в каждой сцене уклад противопоставляется или просто соседствует с новой жизнью с ее технологиями, другими взглядами, одеждой, звуками и даже ностальгией.

1-13 февраля 2019
Киноцентр «Родина»
Вход свободный

--------------------

  • подписывайтесь на наш канал в Дзене
  • ищите странички киноклуба в соцсетях: Facebook и ВКонтакте
  • читайте наши статьи на платформе syg.ma
  • смотрите кино из нашего списка на сервисе MUBI

Приятного просмотра!