На 4-6 февраля в Казани была запланирована встреча руководителей российских и германских образовательных и научно-исследовательских организаций двух стран. Но произошел скандал, из-за которого в Россию не поедут немецкие ученые.
Причиной скандала стал анонс участия в конференции ректора Крымского федерального университета (КФУ) Андрея Фалалеева. Как только об этом у знали в МИДе ФРГ, немецкая сторона потребовала от российских коллег отказаться от присутствий Фалалеева на встрече из-за того, что официальный Берлин не признает легитимности вхождения Крыма в состав России.
Позже пресс-служба КФУ сообщила, что ректор Технического университета Ильменау в Германии Петер Шарфф извинился перед Андреем Фалалеевым за позицию МИД Германии в отношении Крыма. Как сказал сам ректор крымского вуза, немцы ссылаются на сильное давление со стороны МИД и сожалеют, что они вынуждены следовать официальной позиции.
Российский МИД занял безапелляционную позицию: Крым – российский регион, поэтому требование немецкой стороны нелегитимно. Справедливо и верно!
Крымские университеты
Разбираясь в вопросе, мы выяснили, как обстоят дела у ВУЗов полуострова с зарубежными связями. И дела, мягко говоря, не очень.
Ключевым университетом Республики Крым является КФУ – Крымский федеральный университет. Ректор – Андрей Фалалеев, занимает пост с августа 2017 года. Представлял нового и.о. ректора председатель Наблюдательного совета КФУ – глава РК Сергей Аксенов.
Ключевым университетом Севастополя является СевГУ – Севастопольский государственный университет. Ректор – Владимир Нечаев, занимает пост с марта 2017 года.
Каждый из этих ВУЗов после присоединения Крыма к России собирался буквально заново. КФУ объединился из нескольких разрозненных ВУЗов. СевГУ, созданный на базе украинского СевНТУ (Севастопольский научно-технический университет), постоянно пополняется новыми факультетами, в основном, гуманитарными.
На этапе становления оба новых университета сталкиваются с массой проблем, решить которые они иногда просто не имеют возможности – либо не хватает людей, либо опыта. Одной из главных проблем для обоих ВУЗов на данный момент является международная деятельность. Международные отделы пока еще слабы, а с учетом того, что с находящимся под санкциями Крымом желающих иностранных университетов сотрудничать совсем немного, работа по выстраиванию международных связей становится еще тяжелее.
КФУ: международная деятельность или «новые зубы»?
Международной деятельностью в КФУ занимается проректор Сергей Юрченко. Как нам сообщили аспиранты крымского ВУЗа, Юрченко с большой неохотой поддерживает международные связи. Так, в 2018 году в рамках объявленного в КФУ конкурса на международную мобильность (прохождение обучение за рубежом) несколько аспирантов подали Юрченко приглашения от европейских гуманитарных университетов. Неожиданно проректор по международной деятельности проекты свернул, отправив 10 студентов гуманитарных факультетов на стажировку в китайский технический ВУЗ (всех – в один ВУЗ).
Как шутят аспиранты КФУ, главным достижением Сергея Юрченко на посту проректора-международника стала новая челюсть и белоснежные зубы, которые появились параллельно с выделением на проект международной мобильности около 1 500 000 рублей.
Судя по новостям на сайте университета, КФУ настроил международные связи с: Казахстаном, Сербией и Китаем (по одной поездке).
СевГУ: международная деятельность сдвигается в сторону Ближнего Востока
Международной деятельностью в СевГУ занимается проректор Штыков Никита. Штыков ведет дела несколько иначе, чем Юрченко в КФУ. Программ международной мобильности пока в СевГУ нет, но зато подписаны соглашения о сотрудничестве с Австрией, Исландией и Ираном. Недавно в Севастополе прошел российско-арабский форум. В рамках международных санкций Севастополь и Иран как никогда близки друг к другу, что дает почву к сотрудничеству в образовательной сфере.
Почему ВУЗы Крыма "токсичны"?
Этот вопрос больше не про ВУЗы, а про менеджеров. Насколько нам стало известно, и руководству КФУ и ректорату СевГУ были предложены программы международного сотрудничества, построенные «хитрым» образом. Вся хитрость заключалась в планомерном сотрудничестве сначала между отдельными профессорами, затем – между кафедрами, затем – между факультетами. Этих связей было бы вполне достаточно для выстраивания и обкатки программ международной мобильности и обмена студентов.
Так все плохо? Нет
Что касается Германии, которая на днях сорвала конференцию из-за ректора КФУ, нужно отметить, что именно немецкие ВУЗы предлагали крымским поэтапную программу сотрудничества. Подобные предложения готовы рассматривать университеты Италии, если от крымских ВУЗов появятся импульсы.
Как нам рассказала Анна Коскова, директор Центра итальянского языка и культуры в Севастополе, на данный момент есть несколько итальянских ВУЗов, готовых сотрудничать с КФУ и СевГУ. И есть целая программа по сотрудничеству с университетами Германии. Все зависит от расторопности крымских международников.
Выходит, что дело только за международными департаментами университетов полуострова. Если следовать понятной обеим сторонам стратегии, то срывы, подобные казанскому инциденту с Фалалеевым, исключены. И еще – наверное, крымским ВУЗам пока еще нужно трудиться по международным направлениям, а время почивать на лаврах и вставлять новые зубы – еще впереди.
*Мнение авторов может не совпадать с мнением проректоров
Что вы думаете о развитии Крыма и стран Европы? Напишите в комментариях
Спасибо, что прочли! Поделитесь этой новостью с друзьями, пусть все знают о развитии Крыма
Подпишитесь, пожалуйста, на наш канал, дальше будет вообще хорошо!
Чтобы подписаться, нужно перейти по ссылке и нажать на зеленый плюс