Обычно вагоны электричек встречаются с двумя тамбурами. Но иногда встречаются и исключения, например, электропоезда серии ЭР22 – они трехтамбурные.
Выпускались ЭР22 в 1964-1976 годах на Рижском вагоностроительном заводе (отсюда буквы ЭР – Электропоезд Рижский). Причем на Рижском заводе изготавливали только моторные вагоны, а прицепные делали на КВЗ - Калининском заводе (сейчас это Тверской завод).
Создавалась эта серия для эксплуатации на наиболее загруженных направлениях, поэтому длина вагонов была увеличена до 24,5 м. Что и потребовало создание еще одной пары дверей – в середине вагона (с каждой стороны вагоны). Число мест в моторных вагонах этой серии составило 116, а в прицепных – 131 место.
Эксплуатация трехтамбурных электропоездов по замыслу конструкторов должна была привести к увеличению средней скорости электропоездов (за счет ускоренной высадки и посадки пассажиров). Но эта идея не сработала – высадка/посадка пассажиров действительно проходила быстрее, но дальше поезд возвращался в общей поток и быстрее средней скорости этого потока просто не мог ехать. Это как эксплуатация гоночного автомобиля в городской среде – быстрее потока всё равно не поедешь. Поэтому экономический эффект от использования трехтамбурных вагонов оказался равен нулю.
К тому же был у этой серии свой недостаток и в техническом плане – это большая осевая нагрузка моторных вагонов и неудовлетворительная работа схемы электрического торможения. Из-за этого данную модель в 1970 г. перестали выпускать. Всего было выпущено 66 составов серии ЭР22. Правда, в 1972 г. была выпущена модифицированная модель ЭР22М, а в 1975 г. – ЭР22В. Но массового выпуска они не получили - всего по 2 состава каждой серии ЭР22М и ЭР22В было построено.
Обратите внимание, как написана маркировка состава. Написание цифры "22" нижним шрифтом было характерно для всей серии
Было и свое преимущество у этой серии – моторный вагон был полностью самостоятельным и в некоторых депо даже использовался как маневровый локомотив.
Эксплуатировались поезда ЭР22 в 1960-х годах в основном на Московской железной дороге, откуда в середине 70-х годов их стали передавать в город Минводы. Списывать их стали в основном в середине 1990-х, а последние российские составы были списаны в 2000 г. Сейчас представители этой серии на территории России сохранились только в музеях. Но работающие составы все-таки можно найти - в г. Степногорск (Казахстан) еще "бегают" 5 таких составов.