И в самом деле, как?
Когда на арену Первой Мировой впервые вышли танки, армии Европы уже располагали артиллерией и пулемётами, поля были вдоль и поперек перерыты траншеями, но самоходные железные ящики всё равно вгоняли людей в панику. А что делать древнеримскому легионеру, когда на него прёт невиданное чудовище с бронёй толще, чем у «королевского тигра» – до 250 миллиметров прочной шкуры и жира?
Вы, скорее всего, не удивитесь, узнав, что способы борьбы со слонами во многом напоминали способы борьбы с танками. Конечно, были и отличия, но давайте по порядку.
Римляне впервые столкнулись со слонами еще до войн с Карфагеном. За 16 лет до начала первой Пунической войны, чувствуя себя очень крутыми, они обидели греческую колонию Тарент, и вскоре на Италийский полуостров уже высаживались крепкие греческие парни под командованием Пирра – царя Эпира и Македонии. Что вам сказать о Пирре? Сам Ганнибал считал его первым среди военачальников своего времени, себе отведя лишь третье место в этом списке. А еще Пирр привёз с собой два десятка индийских боевых слонов. С этого момента и начнём рассматривать развитие римских отношений со слонами.
1. Паника!
В битве при Гераклее слоны Пирра разогнали резервный отряд конницы римлян, до смерти перепугав лошадей, и зайдя с фланга на пехотные порядки, очень быстро завершили битву, до того шедшую с переменным успехом.
2. Умелое использование местности и инженерные заграждения
Меньше чем через год противники встретились в битве вблизи Аускула, и первым делом римляне оттеснили греков в места, где применение слонов было затруднено – к заросшим лесом берегам реки. Когда же греки сумели перенести бой на равнину, против наступающих слонов римляне сосредоточили множество противослоновых повозок и успешно отразили первую попытку прорыва: из повозок наружу торчали большие копья и крюки, а стоявшие на повозках люди забрасывали слонов стрелами и горящей смолой. Стрелы не слишком ранили животных, зато огонь, горящий прямо на морде, их пугал и нервировал. Битву выиграл Пирр, но именно тогда он сказал: «Еще одна такая победа, и у меня не останется войска».
3. Сосредоточенный обстрел
В ходе битвы при Беневенте, после которой Пирру пришлось оставить Италию, слоны вынудили римлян отступить в укрепленный лагерь. Римская лёгкая пехота усиленно отстреливалась, и, как пишет Дион Кассий, им удалось ранить одного молодого слона. Тот расхныкался, сбросил погонщика и побежал искать свою мамочку. Это привело в замешательство других слонов, и перепуганные животные устроили беспорядок среди собственного войска. Такой, что о штурме римского лагеря – да и вообще о продолжении битвы – можно было забыть.
4. Использование ошибок противника
Слоны были отдельным родом войск, применять который было не так уж просто. В начале Первой Пунической войны с Карфагеном, когда римляне осаждали Акрагант (262 год до н. э.), на помощь осаждённым прислали большое войско, в котором было не менее полусотни слонов. На вооружении у Карфагена состояли африканские лесные слоны, поменьше размерами, чем у Пирра. Однако поставленные во вторую линию войска, они стали большой проблемой, когда римляне обратили в бегство первую линию. Испуганные видом бегущих и орущих людей, слоны тоже помчались назад, прямо на своих, что и довершило разгром карфагенян.
5. «Противотанковый ров»
С одной стороны, карфагенские слоны довольно эффективно топтали и вгоняли в ужас римскую пехоту. С другой стороны, римляне очень быстро обучались. При осаде карфагенянами хорошо укреплённого римского города Панорма (251 год до н. э.) командующий Цецилий Метелл приказал вырыть перед городской стеной глубокий ров, а затем спровоцировал противника на нападение. Рассчитывая на лёгкую победу, карфагенский военачальник атаковал слонами римскую пехоту. Пехота отступила, слоны не смогли перебраться через ров и попали под лавину стрел и дротиков со стен города. Разъярённые от боли, бегущие слоны развернулись и вполне предсказуемо смяли карфагенский строй. Римские легионеры наблюдали эту картину со стен, и ужас перед слонами в их сердцах заметно поуменьшился.
6. Борьба с «танкобоязнью»
При разгроме карфагенян под Панормом более сотни слонов разбежалось по окрестностям. Цецилий Метелл поступил очень просто: он предложил свободу каждому пленному карфагенянину, который приведёт хотя бы одного слона, и вскоре все потеряшки были переловлены. После этого Метелл приказал выгуливать слонов по дорогам Италии, позволяя населению и солдатам как следует разглядеть их вблизи. Слоны примелькались и перестали вызывать страх.
Вот с таким противослоновым опытом римляне вступили во Вторую Пуническую войну. Было ли его достаточно, чтобы противостоять слонам на поле боя? Победить за счёт ошибок противника надежды было мало – карфагенян вёл Ганнибал, отлично знавший своё дело: его отцом был карфагенский военачальник Гамилькар Барка, передавший сыну не только ненависть к Риму, но и умение воплощать её в военные победы.
Друзья! Эта статья получилась слишком длинной, поэтому мы разбили её на две части. Продолжить чтение можно по ссылке ниже:
Как пехота древнего Рима справлялась с боевыми слонами Ганнибала? Часть II
© Екатерина Ливанова
Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.