Найти тему
Журнал не о платьях

Как москвичка Катя попала работать к Иву Сен-Лорану и написала о нём книгу

С мэтром. 1980-е годы.
С мэтром. 1980-е годы.

Принцип №1. Присмотреться к семье, в которой родилась. В ней всегда будет подсказка о твоем будущем жизненном пути

Мое детство было типично советским. Но я всегда знала, что моя прабабушка – Анна Сергеевна из княжеского рода Голицыных, урожденная Лопухина. Нас учили создавать свой мир на базе искусства, литературы – все это культивировалось в семье. Родители каждый вечер читали нам истории, добрые сказки.

Часть нашей семьи уехала во Францию после революции. Родители детям об этом старались не говорить. Первой приехала к нам оттуда в начале 60-х годов сестра моей бабушки. А когда мне было лет 13-14, в 1970-е, стали уже приезжать их дети и внуки. Каждый раз наша семья ездила встречать французских родственников на вокзал, и это было большое событие. Позже смогли поехать во Францию и наши бабушки-дедушки. Конечно, за ними следили. У бабушки на границе даже распарывали подкладку плаща, что было очень унизительно.

Бабушка жила в центре старой Москвы и в ее крошечной квартирке стоял огромный, на всю комнату, обеденный стол из голицынского имения. Там мы и собирались всей большой семьей, родственники всех поколений. Например, на Пасху, наш любимый праздник. Мы старались держаться вместе, старшие делились воспоминаниями. В семье были и художники, и ученые, и литераторы. Когда я попала во Францию, встретила там ту же атмосферу.

Принцип №2. Заметить, к какому занятию тебя тянет, и следовать ему

В детстве я очень любила играть в куклы и шила им наряды, вырезала кукол из бумаги, раскрашивала им платья. Кто тогда знал, что это станет моей профессией!

Когда подросла, очень полюбила шитье. Шила маме, знакомым, себе. Мечтала заниматься театральными костюмами. В Советском Союзе были, конечно, портнихи, но индустрии моды как таковой не было. И модельеры, кроме Славы Зайцева, практически были неизвестны. Я стала готовиться в Текстильный институт, пошла на курсы композиции и рисунка.

Принцип №3. Не пропустить свой счастливый случай

Друзья нашей семьи, художники предложили: давай попробуем тебя устроить в Большой театр. В его мастерских в то время было принято полгода обучаться у мастера, а потом уже работать самостоятельно.

Так мне посчастливилось попасть сначала в цех по шитью костюмов, а потом – по росписи тканей. Это было замечательной школой. Я подружилась с художниками, декораторами, получила мастер-класс по крою и шитью, а затем училась индивидуальной ручной работе. Это было уже близко к высокой моде и очень помогло потом, когда я работала у Ива Сен-Лорана. Даже в парижской Опере не было мастерских такого уровня, как в Большом театре.

Меня обучала лучшая портниха, которая шила костюмы Плисецкой и другим звездам балета – Надежде Павловой, Наталье Бессмертновой, Екатерине Максимовой. Меня она иногда приглашала на примерки костюмов.

Там и произошла моя встреча с Плисецкой, когда она приехала примерять костюм, созданный и сшитый для нее в Париже, – советская балерина не могла летать во Францию на примерки. Я не знала тогда, что его нарисовал Ив Сен-Лоран. Это была туника для балета «Гибель розы», поставленного специально для Майи.

С Майей Плисецкой в 2008 г.
С Майей Плисецкой в 2008 г.

Так все переплелось: познакомила Плисецкую и Сен-Лорана Эльза Триоле, сестра Лили Брик. Сен-Лоран создал все костюмы для этого балета. Это было событием для Большого театра. А я, конечно, плохо представляла, кто это. Но заинтересовалась…

Принцип №4. Помнить, что иногда препятствия – это лишь проверка на прочность твоих намерений

Я всегда мечтала попасть во Францию. Когда работала в Большом, родственники пригласили меня приехать. Это был конец 1970-х годов. Но просто так ни один гражданин СССР выехать за границу не мог. Начались проверки, партсобрания. В конце концов мне все-таки не разрешили, спросили: а на какие такие деньги? Но видимо, переехать во Францию мне было суждено.

Однажды к нашим друзьям, работавшим в посольстве, приехала в гости группа французской молодежи. Один из них был скрипичных дел мастер, другой – танцор, занимавшийся у ученика Айседоры Дункан. Они очень интересовались музыкой, музеями. И мы показывали им Москву, устраивали вечера у нас дома.
Узнав, что Париж – моя мечта, один из французов решил мне помочь. Мы подали документы в консульство и через некоторое время поженились. Так я попала во Францию...

Это не был настоящий брак. При всей благодарности этому человеку я понимала, что его образ жизни мне совершенно не подходит. Он жил довольно-таки богемно, а мне нужно было как-то бороться за жизнь. Я не хотела ни от кого зависеть. Начались мои поиски, встречи, которые привели в итоге к Дому Сен-Лорана.

Конечно, это было и трудно, и немножко рискованно. Но Париж – удивительный город. Он легко принимает людей. Многие знаменитые французы – бывшие эмигранты. Конечно, сегодня труднее найти работу, учитывая мировой кризис. Тем не менее Париж остается гостеприимным.

Принцип №5. Если ты идешь по «своему» пути, жизнь всегда протянет тебе руку помощи

Вначале я устроилась работать в ателье, где занималась росписью тканей. Сама относила пакеты с тканями то к Диору, то в другие Дома моды. Это помогло познакомиться с интересными людьми. Но мой работодатель, как выяснилось, неправильно оформил мне документы. И я никак не могла получить официальное разрешение на работу. Вплоть до того, что меня уже вызывали на беседы в разные органы. Все-таки к приезжим из СССР относились немного подозрительно, проверяли – не шпионы ли мы. Я долгое время жила советским паспортом и стала уже волноваться, что меня могут выслать.

А потом встретилась со знакомой еще по Москве семейной парой – журналистами газеты Le Monde, работавшими раньше в России. В Москве эти журналисты дружили с Лилей Брик, именно они познакомили ее с близким другом и партнером Сен-Лорана Пьером Берже, когда тот приезжал в Россию. Пьер Берже побывал в гостях у Лили Брик в Переделкино и описывал в своей книге, как она угощала его борщом, перепелками и водкой.

Эти журналисты написали мне рекомендательное письмо к Пьеру Берже и Сен-Лорану. Меня приняли на стажировку. Когда я первый раз пришла на работу, Сен-Лорана не было в студии. Мне дали пробную работу по аксессуарам: надо было предложить расцветки для зонтиков.

В 1980-е годы Дом моды был большой семьей. Поначалу сотрудники относились ко мне немножко настороженно. Первые месяцы было, конечно, трудно. Хотя атмосфера была довольно свободная. Когда стажировка закончилась, мне предложили остаться. Дом YSL в то время был очень успешным.

Принцип №6. Когда ты найдешь свое дело и место, жизнь будет благоволить к тебе.

Сам Ив Сен-Лоран уже был немножко другой, чем в 60-70-е. К тому моменту он уже немного закрылся, перегорел. Это был человек талантливый и чувствительный, работавший с огромной нагрузкой. Большой коллектив, четыре коллекции в год... Он жил «на своей планете». Но всегда был в работе, участвовал во всем. В Доме его очень любили и были горды работать у него. К тому же мы получали множество приятных плюсов: одежду, которая нравилась, свободный режим. В конце года всегда давали премию в виде части прибыли, и за несколько лет можно было накопить на первый взнос на квартиру. Далеко не все Дома были так щедры к своим сотрудникам.

Середина 1990-х. Команда Дома YSL.
Середина 1990-х. Команда Дома YSL.

Работать было комфортно. У нас был большой перерыв на обед – мы успевали и перекусить, и сбегать на выставку. У Сен-Лорана была большая библиотека и мы там брали книги.

Принцип №7. В любых ситуациях оставаться собой и наполнять жизнь любовью

Мой муж – скрипичных дел мастер. Мы познакомились почти сразу после моего приезда. Много лет живем вместе, но поженились всего семь лет назад, как раз перед свадьбой дочери. У нас есть внук Вася, ему шесть лет. Дочка окончила Высшую школу менеджмента и бизнеса, проработала год в банке, но ушла и решила работать с отцом. Они много путешествуют по работе – в Японию, Китай, Гонконг, Италию, на Тайвань. И я иногда езжу с ними, помогаю. Наша семья неразлучна.

Семь лет назад я пережила трагедию – потеряла сына. Это был несчастный случай. Сын был очень гармоничным, глубоким человеком. Его все очень любили, и до сих пор его друзья остались нашими друзьями. Конечно, когда переживаешь такую трагедию, происходит переоценка ценностей. В любых ситуациях надо оставаться собой. Сколько Бог дает испытаний, столько дает и сил. И еще он дает возможность наполнять жизнь любовью к близким.

С сыном Петром.
С сыном Петром.

Мой день начинается около восьми утра. Первое, что я делаю – подхожу к окну и смотрю на небо. Обожаю парижское небо– оно всегда прекрасно, даже если серое. Люблю парижские крыши. Потом я готовлю завтрак, а когда муж уходит, занимаюсь своими делами. Мы живем недалеко от парка Монсо и площади Клиши – это настоящий парижский район, можно сказать, даже деревня внутри города. Здесь с годами мало что меняется. Много лет подряд – одни и те же продавцы в магазинах, люди на улицах узнают друг друга, здороваются.

Сам Париж – большой музей. Атмосферу можно почувствовать, просто гуляя и рассматривая витрины, например, в Сен-Жермен-де-Пре – квартале антикваров и модных магазинов. Каждый раз, когда из поездок я возвращаюсь в Париж, то «пью» его воздух и любуюсь городом.

Принцип №8. Главное не платье, а женщина

У Сен-Лорана есть фраза: «С годами я понял, что главное в платье – это женщина, которая его носит»... Это очень правильная мысль. Невозможно только внешне быть элегантной. Должны быть внутренняя начинка, вкус, благородство в поведении.

Книга издана в 2012 году.
Книга издана в 2012 году.

Ив Сен-Лоран неисчерпаем. Работая с ним, я многому научилась, видела, как талантливо он перерабатывал классику в линиях, в тканях, в цвете. Я и сейчас продолжаю носить некоторые его модели. Он всегда был немножко вне моды. Его коллекции разных сезонов всегда можно было смешивать. У нас говорили: «оденься от YSL, и ты всегда будешь хорошо выглядеть».

Записала Рита Трошкина

Все фото - из книги Кати Перцовой "Мой Ив Сен-Лоран"

Текст (c) "Лилит"