Найти в Дзене
История кораблей

Последний в своем роде. Линкор «Слава» в 1906-1915 гг. Часть I

Оглавление
Спуск броненосца «Слава», август 1903 г. Ист.: tsushima.su
Спуск броненосца «Слава», август 1903 г. Ист.: tsushima.su

Броненосец, линейный корабль, додредноут, линкор – это все о «Славе», последней в своем роде.

Предвоенные годы

В 1906 г. «Славу», «Цесаревича» и «Богатыря» свели в учебный отряд. С августа 1906 по март 1907 гг. отряд находился в походе.

За это время корабли побывали в Северном, Баренцевом и Средиземном морях. Они заходили в порты Германии, Норвегии, Англии и Шотландии, Франции, Испании и Португалии.

Поход закончился большим императорским смотром в Либаве. Остаток весны и лето 1907 г. отряд был на Балтике. В сентябре, когда стало холодать, он снова отправился в Средиземное море, теперь в восточную его часть. Январь и февраль 1908 г. отряд провел с дружественными визитами в Греции и Италии. По итогам второго плавания на родине устроили выпускной экзамен для гардемарин.

Эскадренный броненосец «Слава». Ист.: набор открыток «Русские броненосцы»
Эскадренный броненосец «Слава». Ист.: набор открыток «Русские броненосцы»

Начиная с 1906 г. во время каждой из кампаний корабли проходили не менее 11 тыс. миль. Кампания 1908-1909 гг. проводилась по уже отработанному ранее маршруту с конечной точкой в Кронштадте. В 1910 г. к учебному отряду присоединился крейсер «Рюрик». Во время очередного похода на «Славе» сломались машины. В результате следующие восемь месяцев она провела на ремонте во французском Тулоне.

Согласно послевоенной концепции применение Балтийского флота теперь носило оборонительный характер. Главной задачей было не дать возможному противнику высадить десант в непосредственной близости к столице.

В 1911 г. из четырех линкоров и одного броненосного крейсера создали Бригаду линейных кораблей.
Линкор «Слава» на Балтике, кампания 1907-1908 гг. Ист.: tsushima.su
Линкор «Слава» на Балтике, кампания 1907-1908 гг. Ист.: tsushima.su

Всю кампанию 1912 года бригада провела на Балтике в координатах четырех ее главных портов: Кронштадта, Ревеля, Гельсингфорса и Либавы. Исключением стало только посещение Копенгагена в сентябре. На зимовку в этом году вместо Средиземного моря соединение отправилось в финский город Гельсингфорс.

Последний предвоенный год прошел в маневрах и учениях. Проверялись мобилизационные планы, отрабатывались совместные действия в составе эскадры и отдельных групп в любое время суток. Кампания завершалась большим походом всех наличных сил к берегам Англии и Франции. В нем участвовали 4 линкора, 5 крейсеров и 4 миноносца. Грозный 1914 г. начался для флота с апрельского выхода в море.

«Слава» во время средиземноморского похода, декабрь 1908 г. Ист.: navsource.narod.ru
«Слава» во время средиземноморского похода, декабрь 1908 г. Ист.: navsource.narod.ru

С конца апреля и до июня бригада пробыла в Ревеле, тренируя поиск подводных лодок и противоминную оборону. В июне по пути к Кронштадту в Ревель зашли линейные крейсера контр-адмирала Д. Битти.

«Слава» в Первой мировой. 1914-1915 гг.

После выстрелов в Сараево командование всерьез готовилось к встрече с германским флотом в Финском заливе. Балтийский флот обязан был остановить врага на рубеже центральной минно-артиллерийской позиции.

В июле возникла опасность, что Швеция может пренебречь своим нейтралитетом в пользу Германии. Эскадра отправилась в шведские воды, чтобы не допустить вступление этой страны в войну. Через день, 29 июля, адмирал Эссен получил приказ возвращаться. Кампания закончилась в начале декабря в Гельсингфорсе, ставшем привычным местом зимовки флота.

«Слава» в кампании 1908 г., вид на корму. Ист.: navsource.narod.ru
«Слава» в кампании 1908 г., вид на корму. Ист.: navsource.narod.ru
В начале 1915 г. «Цесаревича» и «Славу» объединили в отдельный отряд.

С марта по июнь эти два додредноута в статусе главных сил участвовали во всех операциях флота на Балтике. Быстрое приближение фронта вынудило русское командование увеличить отряд в Рижском заливе за счет переброски туда линкора.

Неприятель собрал для прорыва в залив крупную группировку, основной задачей которой было уничтожение Балтийского флота в этом районе. К 26 июля враг имел 18 тяжелых кораблей, крейсера, миноносцы и флотилию тральщиков против одного старого броненосца, дивизии эсминцев, канонерок и подлодок. Утром того же дня германские «Эльзас» и «Брауншвейг» обстреляли канонерские лодки и «Славу».

Открытка из серии с кораблями 1904-1905 гг. Рисунок капитана 1-го ранга С.Д. Всеволожского
Открытка из серии с кораблями 1904-1905 гг. Рисунок капитана 1-го ранга С.Д. Всеволожского

За 10 часов немцы протралили две минные постановки, но на третьем заграждении подорвались крейсер, эсминец, затонули два тральщика, и операцию приостановили. Предельная дальность главного калибра на русском додредноуте была ниже, чем у его немецких аналогов. Для увеличения угла возвышения орудий команде пришлось создавать искусственный крен, затапливая отсеки, противоположные ведущему огонь борту.

Противник взял недельную паузу для перегруппировки. На этот раз партия траления шла под прикрытием настоящих линкоров «Нассау» и «Позен». Очередная схватка в Ирбенском проливе состоялась 3 августа. Она началась около 2 часов после полудня с перестрелки «Славы» и немцев на максимальной для артиллерии дистанции.

«Слава» на зимовке в финском Гельсингфорсе, 1911-1912 гг. Ист.: tsushima.su
«Слава» на зимовке в финском Гельсингфорсе, 1911-1912 гг. Ист.: tsushima.su

Схема сражения приняла следующий вид: тяжелые корабли старались накрыть балтийский додредноут, который обстреливал крейсера и эсминцы неприятеля. День закончился, а германский флот снова не создал свободных от мин проходов в заграждениях и не вошел в залив.