До Мурманска мы добрались поздней ночью. Решили остановиться в пригороде в мотеле «Колтак» (г. Кола, ул. Привокзальная, 6). Гостиница оказалась довольно приличной и очень даже недорогой. Пожалуй, могу порекомендовать данное место для ночевки. После ужина мы с комфортом разместились в чистеньком уютном номере. Удалось хорошо отдохнуть и восстановить силы, несмотря на то, что за стенкой в соседнем номере слегка бузили пьяные моряки. Но они быстро успокоились и особых проблем не создали. Наутро предстояло рубиться на Рыбачий.
Выдвинулись из города около 10 утра по трассе Р-21 в сторону Печенги. Стоит заметить, что трасса очень даже хорошая. Радует как превосходным качеством покрытия, так и красотой окружающих пейзажей. Но есть одно но. На этой трассе нет заправок. Совсем. На заметку путникам – отправляясь на Рыбачий, заправляйтесь до полного бака плюс запас с собой в Мурманске. От города до съезда с трассы на полуострова примерно 90км. И нет ни одной заправки! Ближайшие АЗС есть в Заозерске (92км) и в Заполярном (150км). На Рыбачьем их соответственно тоже нет. Так же на этой дороге очень мало населенных пунктов и совсем слабый трафик. Если что, помощи ждать можно долго. Так что лучше не рисковать и заблаговременно пополнить запасы топлива.
На участке трассы от Мурманска до Печенги расположено множество мемориалов, посвященных погибшим в Великой Отечественной Войне. Один из них, большой мемориальный комплекс привлек наше внимание, и мы решили остановиться рассмотреть его поближе. Необычный факт, что, проезжая именно это место, сигналили абсолютно все автомобили. Своеобразно отдавали честь павшим воинам. Комплекс этот называется «Долина Славы» (1458-ой км трассы Кола). Воздвигнут он в память защитникам Кольского полуострова от фашистов. В этом районе 205-й стрелковый полк 52-ой дивизии всеми силами ударил немцев с тыла, прервав их наступление на Мурманск. После чего был полностью уничтожен. С тех пор данный участок трассы носит название «Долина Смерти». Особенно впечатлила плита, на которую были перенесены реальные предсмертные письма солдат. За душу трогает, слов нет. Не говоря уж о пробитых касках и танке ИС-2 на величественном постаменте.
Практически около съезда с трассы в сторону Рыбачьего располагается военный КПП и вход в приграничную зону с Норвегией. Пограничники могут проверить документы и даже досмотреть автомобиль. Но в целом, военные вполне себе вежливые и лояльные. Если вы не контрабандисты, не беглые преступники и с доками у вас порядок, то проблемы проехать этот КПП не возникнет.
К этому самому погран-посту мы как раз подъехали с четвертинкой в баке. И нам пришлось пилить еще 60км до Роснефти в Заполярном. Мимо множества военных баз. Кстати, на одной из них (Спутник) проходил срочную службу в морской пехоте один мой приятель.
С полным баком и еще 20-кой в канистре мы стартанули на полуострова Средний и Рыбачий.
После поворота с трассы добротный грейдер шел вдоль красивейшей реки Титовка. Которая в последствии впадает в Мотовский залив Баренцева моря. На реке располагаются три живописных водопада (координаты одного из них 69.496063 — 31.867781, рядом есть мост, построенный в 1942 году солдатами вермахта). И руины старинной финской ГЭС мельничного типа (N 69° 29.014´ E 31° 50.766´).
Дорога петляла вдоль реки, поражая нас великолепными видами. Периодически мы погружались в зоны очень плотного белого тумана. Видимость метра на три вперед машины. Примерно через 25 км мы выехали на берег залива и оказались на полуострове Среднем. На нем удалось посмотреть несколько пустых заброшенных городков и множество военных достопримечательностей.
Вскоре мы пересекли перешеек между полуостровами и заехали на легендарный Рыбачий. И тут я испытал просто нереальное настоящее счастье. Началась просто чумовая, бомбовая раллийная трасса! Вокруг ни души, топи на все деньги! Можно подрифтить, попрыгать на небольших плавных трамплинах и порубить великое множество мелких бродов. Укатанный грейдер, извиваясь, шел вдоль побережья, обозначая себя многочисленными створами из железных бочек (этих бочек там сотни, потерялся – ищи бочки!). Периодически по дороге встречались оборонительные постройки (здесь так же проходили сражения Великой Отечественной), попадались и брошенные много лет назад автомобили. Мы как в компьютерной игре оказались. И такой супер лафы для автогонщика около 30 километров прямо до крайней точки у поселка Вайда Губа на мысе Немецком. Куда мы благополучно добрались уже в сумерках.
Мыс Немецкий (старое название мыс Кегор) – самая северная точка европейской части нашей страны. Он встретил нас необыкновенной красотой своей природы с суровым северным характером. Холодное Баренцево море волнами билось о черные скалы. Ветер был такой силы, что вырывал фотоаппарат из рук. Очень хотелось искупаться, но я все же не рискнул. На улице было чуть меньше 10 градусов. Телефоны, кстати, ловили норвежские вышки и оповещали нас о том, что мы в роуминге. Навигатор показывал, что мы на краю света и дальше ничего нет вообще. Морских котиков так и не встретили, но зато наделали много фоток и насобирали камешков на память. Еще у нас с собой было две бутылки пива с самой Москвы. Мы откупорили их на берегу в знак достижения финишной точки нашего рейда. Север был взят!
Любопытный факт. Мы находились на Рыбачьем практически весь день. И за все время встретили только двух человек. Первым был солдат на мысе Немецком, паренек лет 19. Наверное, он находился там в карауле или что-то типа того. По его лицу можно было понять, что мы тоже были первыми, кого он видит за хз какое количество времени. Завидев фары, он, видимо, подумал, что мы хотим заехать на запретную территорию (огороженную деревенским забором, за которым виднелась пара построек). И выбежал к нам с возгласами: — Вы кто? Сюда нельзя! Разворачивайтесь!
— Хорошо, не переживай, мы просто на мыс посмотреть. Нам не надо на твою секретную базу.
— А…а то нас проверяют…просто…Сигаретки не найдется?
— Найдется (даю ему несколько штук). Ты тут служишь срочную?
— Ага (запихивает сигареты в карман).
— И как тебе тут?
— Нормально…скучно п*здец только.
— Можно представить, ну удачи тебе, мы поедем.
— До свидания.
Солдат ушел, а мы выдвинулись в обратный путь. Вскоре нам встретился второй. В темноте на суперском раллийном грейдере показался силуэт «буханки», стоящей практически поперек дороги. Рядом маячил человек в камуфляже. Он был, мягко говоря, «в щи».
— Здарова, откуда такие? Машина у вас интересная.
— И у тебя ничего. С Москвы.
— О, я московских не люблю. Хреновые они какие-то (стоит заметить, что говорил он без нотки агрессии).
— А много ты их видел-то?
— Да вы первые! В этом году! По телевизЕру много (засмеялся), бензинчиком не поделитесь? А то встрял, до своих не доберусь.
— Поделимся (достал канистру и налил в бак буханки половину).
— Лей, не жалей! Во дела! Кому скажу не поверят! Москвичи мне бензин дают.
— А ты говорил, хреновые мы.
— Дык я ж пошутил! Спички не подаришь?
— Нет.
— А и ладно! Если че, я Колян с Рыбачьего, меня тут все знают! (видимо, имел в виду того солдата).
Пока я возился с Коляном, которого все тут знают, жена заметила маленьких зверьков на дороге. Типа хомяков. Мы назвали их леммингами. Еще час впоследствии гонялась за ними, чтобы сфоткать. Пришлось даже выработать особую для этого тактику. Поймать их было довольно трудно. Но вот если их напугать резким звуком, они падали и начинали прикидываться трупиками. В этот момент можно было сделать фото и даже поймать в руки.
Обратный путь до трассы проделали в темноте без остановок, двигаясь по своему треку в навигации. Выбрались на дорогу, качнулись до «асфальтного» давления, миновали КПП и двинулись в город. Уже на подъездах к Мурманску нас застал проливной дождь. И очень странное природное явление (кто из местных знает, отпишите в комментах, что это?). Те самые лемминги, на которых мы час охотились на Рыбачьем в темноте, просто тысячами перебегали трассу! Такого количества бегущих В ОДНОМ НАПРАВЛЕНИИ хомяков я и представить себе не мог. Добегали до другой стороны, конечно, не многие. Особая миссия это, или так хомяки проходят обряд посвящения в лемминги, или просто массовый суицид уставших от трудной хомячьей доли, для нас так и осталось загадкой.
К ночи вернулись в «Колтак», решив утром отправиться погулять по Мурманску перед обратной дорогой.