Найти тему
Ключ-Медиа

Древние белокаменные храмы когда-то были расписными

В нашем понимании внешний облик привычных архитектурных строений в древности представлялся таким же, каким является сегодня. То есть белым или с оттенками каких-либо тонов.  

Успенский собор города Владимира.
Успенский собор города Владимира.

Кажется, что храмы Владимирского региона выглядели так всегда. Но это ошибочное мнение. По крайней мере, по одной из версий.

Успенский и Дмитриевский соборы внутри Владимирского кремля в конце 12 века. Автор рисунка - Кудрявцев Михаил Петрович.
Успенский и Дмитриевский соборы внутри Владимирского кремля в конце 12 века. Автор рисунка - Кудрявцев Михаил Петрович.

Трудно поверить, что наши предки видели их совсем другими. Например, в 2015 году, в ходе исследования Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском, исследователи пришли к выводу, что храм был расписан. Вот какой вывод сделала старший научный сотрудник Переславль-Залесского музея-заповедника Елена Шадунц:

Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском.
Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском.

«Изначально собор не планировалось красить или покрывать известкой: бессчетные древние граффити, которыми убраны стены, свидетельствуют о том, что храм довольно долго стоял в первозданном виде. Потом его, действительно, и белили, и размалевывали - исследователи обнаружили следы стенописи. Нынче он просто белый, хотя спустя два-три века после возведения был расписан практически «под хохлому». Об этом ученые узнали только сейчас».

ВАЖНО! Следует отметить, что летописные свидетельства не позволяют сделать выводы относительно цвета древних белокаменных храмов, но данный факт вовсе не означает, что этого не было в действительности.

Вернемся к Успенскому собору. В 1918 году известный реставратор и художник Игорь Эммануилович Грабарь обнаружил первые следы древнейшей живописи внутри храма, которые, по заключению экспертов, были сделаны еще при жизни Андрея Боголюбского.

Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960).
Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960).

Эта роспись была найдена в северной галерее собора между колонками аркатурно-колончатого пояса. Это были изображения двух пророков со свитками и двух павлинов (один из них сохранился лишь частично).

Владимир. Успенский собор. Роспись аркатурно-колончатого пояса в боковом прясле первоначального северного фасада. «Пророки». 1161 г.
Владимир. Успенский собор. Роспись аркатурно-колончатого пояса в боковом прясле первоначального северного фасада. «Пророки». 1161 г.

Самым необычным было то, что во времена правления Андрея Юрьевича эта часть собора была его фасадом! Открытие древнейшей живописи в храме для истории искусства имело огромный интерес. Но тот момент, что в древности это была фасадная роспись, почему-то не привлек особого внимания.

Далее последовала череда новых открытий. Самое ошеломляющее - фрагменты росписи на своде проездной арки Золотых ворот.

Золотые ворота города Владимира.
Золотые ворота города Владимира.

Оказалось, что фрески здесь появились в то же самое время, когда и были построены ворота. Причем живопись находилась на наружной части постройки.

Владимир. Золотые ворота. Рисунки мастеров на стенах проездной арки. Около 1164 г. Копии-реконструкции А. П. Некрасова, 1989 г.
Владимир. Золотые ворота. Рисунки мастеров на стенах проездной арки. Около 1164 г. Копии-реконструкции А. П. Некрасова, 1989 г.

В 1274 году, то есть через 40 лет после возведения последнего белокаменного храма, во Владимире состоялся Поместный собор, созванный для избрания нового епископа. На нем митрополит Кирилл резко обличил беспорядки церковной жизни. В частности, говорилось, что «в подражание бесовским обычаям нечестивых эллинов в божественные праздники творятся до сих пор какие-то бесовские игрища». Языческие поверья были тогда еще настолько сильны, что повсеместно определяли жизнь простонародья.

Видимо, любовь к цвету была одним из этих проявлений.

А. Гильфердинг, историк XIX века, описывая святилище древних славян, приводит такие данные:

«Краски наружных изображений ни от каких дождей и снегов не могли ни потускнеть, ни стереться».

Наружные росписи белокаменных храмов могли быть прямым продолжением опыта украшения языческих построек. Более того, это можно даже считать практикой вообще всего древнего мира.

Фрески из раскопок боголюбовской церкви. Около 1160 г.
Фрески из раскопок боголюбовской церкви. Около 1160 г.

Получается, что нынешние храмы очень сильно отличаются от того, какими видели их наши с вами предки.

*фото: vk.com/vladimir_region | portal-kultura.ru | vladimirgid.ru | rusarch.ru | sev-orth-univ.ucoz.ru | vakin.livejournal.co

Источник: Ключ-Медиа