Найти в Дзене
Капитальное Дело | MAKSIM EGLIT

Пиф, паф, пуф: русская литература абсурда

Оглавление
Сначала расскажем, что это вообще такое, а потом покажем на примере необычной, смешной и трагичной поэзии
Сначала расскажем, что это вообще такое, а потом покажем на примере необычной, смешной и трагичной поэзии

Литература абсурда — это точно не про логичное повествование. Здесь может не быть причинно-следственных связей, она преисполнена гротеском, нелепостью и бессмысленностью бытия. Появилась она тогда, когда была так необходима: в 20-е и 30-е годы ХХ века.

В Советской России её последователем стал небольшой кружок друзей, философов и поэтов, своенравных авторов-экспериментаторов — ОБЭРИУ. Они не признавали традиционные формы искусства, «заумную» литературу. Декларировали, что «пора бы обновить методы отражения действительности». Любили культивировать гротеск, алогизм и поэтику абсурда.

Основатели кружка Яков Друскин, Леонид Липавский и Александр Введенский были близкими друзьями. Они собирались в домашней обстановке и обсуждали искусство, философию, литературу, богословие и прочие интересные вещи. Со временем к ним присоединились Даниил Хармс, Николай Олейников и другие поэты
Основатели кружка Яков Друскин, Леонид Липавский и Александр Введенский были близкими друзьями. Они собирались в домашней обстановке и обсуждали искусство, философию, литературу, богословие и прочие интересные вещи. Со временем к ним присоединились Даниил Хармс, Николай Олейников и другие поэты

Демонстрация бессмысленности и парадоксальности была чуть ли не главным их оружием в борьбе с «затхлыми» классиками. Через комизм, неприятную обыденность, нелепость обэриуты показывали мир, каким его видели. Что они и отразили в своих постулатах:

  • Мир хаотичен.
  • Мир фрагментирован, он распадается.
  • Язык в такой картине мире — парадоксальная форма выживания.
  • Распад всего и вся распространяется и на искусство.

Обэриуты пытались придумать новый язык описания мира, который бы смог отразить то, что они ощущали. Эпоха-то была непростая: страна после войны, голода и разрухи, совсем скоро — террор.

Мы — творцы не толь­ко нового поэтического языка, но и созидатели нового ощущения жизни.
Из манифеста обэриутов

Спасались искусством.

Даниил Хармс: пиф, паф, пуф и старухи

Ходил в пилотке с ослиными ушами и с тростью, на которой был звонкий клаксон. Им он распугивал прохожих на Невском. Был фокусником, дружил с Малевичем. Погиб в тюрьме в 1942 году
Ходил в пилотке с ослиными ушами и с тростью, на которой был звонкий клаксон. Им он распугивал прохожих на Невском. Был фокусником, дружил с Малевичем. Погиб в тюрьме в 1942 году

Все деревья пиф

Хармс написал его в 1929 году. Кто-то видит звукоподражание в произведении как ассоциация выстрела, другие — заклинание. А смысл странных строк в том, чтобы через абсурд на эмоциональном уровне показать трагичность жизни в 30-е годы:

Все все деревья пиф
все все каменья паф
вся вся природа пуф
<...>
Все все славяне пиф
все все евреи паф
вся вся Россия пуф.
Д. Хармс, отрывок из стихотворения «Все деревья пиф»

Вываливающиеся старухи

Ещё бессмысленней выглядит его стихотворение «Вываливающиеся старухи». За кажущейся нелогичностью кроется истина: всё, что делает человек, впоследствии приведёт к смерти. Это про принцип саморазрушения и цикличности жизни:

Одна старуха от чрезмерного любопытства
вывалилась из окна, упала и разбилась.

Из окна высунулась другая старуха
и стала смотреть вниз на разбившуюся,
но от чрезмерного любопытства
тоже вывалилась из окна, упала и разбилась.
Потом из окна вывалилась третья старуха,
потом четвертая, потом пятая.
Когда вывалилась шестая старуха,
мне надоело смотреть на них,
и я пошёл на Мальцевский рынок,
где, говорят, одному слепому подарили вязаную шаль
.
Д. Хармс, «Вываливающиеся старухи»

Александр Введенский: ответ богов на та-ра-ра-бумбию

В детстве любил шалости, был картёжником и любил жить в гостинице. Верил, что по-настоящему поэзию понять нельзя, ведь она производит только словесное чудо. Арестован, погиб в 1941 году на пути в тюрьму
В детстве любил шалости, был картёжником и любил жить в гостинице. Верил, что по-настоящему поэзию понять нельзя, ведь она производит только словесное чудо. Арестован, погиб в 1941 году на пути в тюрьму

Ответ богов

С самого начала стихотворения происходит что-то странное и не поддающееся логике. Здесь автор собрал пушкинские сюжеты и вкрапил их в полную бессмыслицы текст. Для чего он это сделал? Видимо, чтобы показать бессвязность реального мира:

Жили были в Ангаре
три девицы на горе
звали первую светло
а вторую помело
третьей прозвище Татьяна
так как дочка капитана
жили были а потом
я из них построил дом
<...>
А. Введенский, отрывок из стихотворения «Ответ богов»

Та-ра-ра-бумбия

Раньше так начиналась известная песенка в Европе. Позже в пьесе Чехова «Три сестры» песенку «та-ра-ра-бумбия, сижу на стуле я» напевал герой Чебутыкин. Для Введенского эти строки оказались идеальным началом произведения. Так он прозаично отразил бессмысленность бытия:

Та-ра-ра-бумбия
Сижу на тумбе я.
Простерты руки
К скучной скуке.
<...>
У неё узкая талия
А в руках белое полотенце;
Мои глаза в Австралии
Темнее тамошних туземцев.
Та-ра-ра-бумбия
Сижу на тумбе я.
А. Введенский, отрывок из стихотворения «Та-ра-ра»

Николай Олейников: бублик в таракане

Ходил на работу в боксёрских ботинках и считал, что телефон не приносит счастья. Как-то выиграл в карты у Введенского и изрезал его пиджак на ленты. Расстрелян в 1937 году
Ходил на работу в боксёрских ботинках и считал, что телефон не приносит счастья. Как-то выиграл в карты у Введенского и изрезал его пиджак на ленты. Расстрелян в 1937 году

Таракан

Прочтём сначала отрывок из стихотворения:

<...>
Трудно думать обезьяне,
Мыслей нет – она поет.
Таракан сидит в стакане,
Ножку рыжую сосет.
<...>
Н. Олейников, отрывок из стихотворения «Таракан»

На первый взгляд, это смешное произведение, написанное ради шутки. Но за весёлыми строками спрятана трагедия 30-х годов. В стихотворении повествуется про казнь таракана и то, что будет после смерти с его бездыханным телом.

Бублик

Бунтарство поэта отлично прослеживается в стихотворении «Бублик». Автор восхваляет сушку и пытается понять её природу:

О бублик, созданный руками хлебопека!
Ты сделан для еды, но назначение твое высоко!
<...>
А мы глядим на бублик и его простейшую фигуру,
Его старинную тысячелетнюю архитектуру
Мы силимся понять. Мы вспоминаем: что же, что же,
На что это, в конце концов, похоже,
Что значат эти искривления, окружность эта, эти пятна?
Вотще! Значенье бублика нам непонятно.
Н. Олейников, отрывок из стихотворения «Бублик»

Понравилась статья? Поставьте палец вверх и поделитесь ею с друзьями. А если вам есть что добавить, оставляйте комментарии.