Не хватает власти - иди и возьми ее
Мне часто приходится слышать от профработников разных уровней - от цехкомов до Генсовета ФНПР - вздохи и стенания по поводу того, что власть нас не слышит, нас во власти мало и прочие жалобные речи. Не буду пускаться в рассуждения о том, что наша профсоюзная партия должна максимально усилиться или что пора, наконец, примкнуть к одной из парламентских партий всем нашим многочисленным профсоюзным движением. Скажу лишь одно. Если у профсоюзов не хватает власти - надо идти и брать ее. Без лишнего словоблудия и семинаров на эту тему. Надо устранять все препятствия на пути к данной цели и достигать ее. Мало власти? Берите. Не можете взять? Тогда помалкивайте. И пусть эти слова по отношению к профсоюзникам не очень корректны, но они отражают мое видение вопроса, поскольку лидерство в профсоюзе - прекрасная стартовая площадка для политической деятельности.
Я глубоко убежден, что профсоюзный лидер - председатель цехкома, профкома, обкома, - обладая даже малейшей харизмой, имеет возможность стать частью представительной власти своего муниципального образования или законодательной власти региона. Региональное депутатство сегодня - один из немногих фрагментов общественно-политической жизни страны, куда можно “пролезть” без согласования сверху, несмотря на нешуточное давление в некоторых республиках. И эти возможности, а их бесконечно много, надо использовать при первом же случае.
Я хочу поговорить о том, как профсоюзнику, имеющему определенный авторитет в пролетарской массе, то есть человеку, попавшему в профсоюз не случайно, войти в депутатский корпус. Войти через выборы - честные и конкурентные. Выборы, которые он будет проходить впервые, имеют наступательный характер, поскольку придется брать новую высоту и, возможно, скидывать с насиженного места действующего депутата. Повторные и все последующие выборы будут относиться к оборонительным. Так как уже сам профлидер станет в позу своего предшественника, и надо будет не брать новые рубежи, а отстаивать имеющиеся.
Наши публикации коснутся сначала выборов первого типа, а затем второго. Важны и те, и другие. Более того, опытные политики говорят, что во власть легко войти, гораздо сложнее в ней остаться. Я, как прошедший выборы того и другого типа и победивший в них, не могу не согласиться с этим тезисом.
До следующего сентября - до очередных выборов в регионах - есть еще время, а значит и возможность подготовиться к ним. Мой первый материал посвящен тому, как правильно провести теоретическую подготовку и верно определить территорию, с которой вы будете работать ближайшие годы.
ВЫБОРЫ ПРОХОДЯТ В СЕНТЯБРЕ
С 2013 года страна перешла на единый день голосования в сентябре. Тогда казалось, что это первые и последние выборы в такое странно неудобное время. На избирательную кампанию - лето, когда электорату не до выборов. Самый неудачный период для предвыборной работы. Но чем дальше, тем становилось яснее, что сентябрь останется постоянным на ближайшие годы.
В сентябре 2013 года прошли выборы в заксобрания 16 регионов, 2014-го - 14, 2015-го - 11. А в сентябре-2016 прошли выборы (о боже!) в Госдуму. Депутаты вдруг поняли, что утверждали бюджет страны неправильно, и, не дожидаясь декабря, решили досрочно передоверить эту честь преемникам. К тому же впервые с 2003 года выборы в Госдуму прошли не только по партийным спискам, но и по одномандатным округам. Партия власти наконец-то поняла, что именно ее представители выиграют в большинстве округов. Как будто до 2003 года было иначе. Вот на этих одномандатных округах, которые существуют в большинстве регионов, я и предлагаю заострить внимание.
НА ПРИМЕРЕ ТИПИЧНОГО ОКРУГА
Я построил рассказ на примере одномандатного округа, дающего входной билет в заксобрание региона. Вхождение именно в этот орган, считаю, дает профсоюзам наибольшую власть на местах. И главное - дает возможность влиять на региональный закон о бюджете и перетаскивать бюджетное одеяло на себя. Ведь, во-первых, государство, в том числе в лице региональной власти, давно стало крупнейшим в стране работодателем. А во-вторых, есть множество других позиций, на которые необходимо влиять, перетягивая на свою сторону это, пусть и прохудившееся, одеяло.
Возьмем округ, где проживают порядка 40 тыс. человек. Из них 30 тыс. наделены активным избирательным правом - могут голосовать. Две трети избирателей - в райцентре, городе с 23 тыс. жителей, назовем его старым русским именем Кукуево. Остальная треть разбросана по четырем десяткам сел, поселков, деревень - по району немалой площади.
Округ, как и большинство их в нашей стране, характеризуется депрессивной экономикой и сильнейшими миграционными потоками (в основном молодежи) в крупные города и региона, и за его пределы. Образовательный уровень населения невысок. Велики протестные настроения кухонного типа, усталость от любого вида власти, усталость от всего вообще и полное неверие в возможное улучшение жизни в будущем. То есть не имеет значения, какой именно это регион - центральный, дальневосточный или из еще какого конца нашей родины.
НАЙТИ “БЕСХОЗНЫЙ” ОКРУГ
Все начинается с решения. Ведь важно - просто сесть и определиться: “А не стать ли мне депутатом?” Именно так. Но как осуществить эту идею? “Хочу быть депутатом” - это вывеска, лозунг. Желание нужно воплотить конкретными действиями.
Партийные списки предлагаю не рассматривать - вы можете и не быть членом никакой партии. На начальном этапе оно и необязательно. Да и список - это максимальная зависимость от партии, а персональная победа даст более развязанные руки.
Остаются одномандатные округа. В региональном центре их будет несколько. Но, во-первых, все они, скорее всего, будут заняты сильными действующими депутатами. А во-вторых, профсоюзный лидер обладает, как правило, весьма скудным финансовым ресурсом. Избирательная кампания в условиях райцентра с населением несколько сотен тысяч будет непосильно дорогой.
В этом и есть принципиальное отличие большого города от маленького и, тем более, от сельской местности. От крупных городских округов идут дядьки с толстыми кошельками, чего у профлидеров нет. Но я считаю, что добиться мандата можно и с небольшими, разумными деньгами. (Подробнее поговорим об этом, когда дойдем до темы финансирования кампании.) Сельские округа иногда остаются недооцененными и незанятыми, хотя они дают точно такой же депутатский статус, а требуют на порядки меньше денежных ресурсов. Поэтому советую обратить взор на удаленную от регионального центра местность. Далеко? Да. Но именно расстояния, которые преодолеваются ногами (или колесами), и не должны пугать. А расходы на топливо - это мизер по сравнению с тем, что тратят кандидаты в краевых и республиканских центрах, округа которых можно обойти пешком.
Отдельный разговор - об округах, совпадающих с моногородами, где определяющее слово за градообразующим предприятием. А зависимость от одного фактора осложняет положение. Точнее, определяющее слово за ситуацией на предприятии. Когда на нем все благополучно - повышается зарплата, стабильный коллектив и т.д., - то к выдвиженцам с комбината (от руководства или профсоюза - не важно) отношение электората благожелательное. Когда дела идут не очень - нарушения прав, простои, сокращения, - отношение противоположное, возрастает поддержка оппозиционно настроенных к предприятию политиков.
Профлидеру первички такого предприятия пробовать силы в выдвижении от города необходимо. В такой ситуации предельно много будет зависеть от авторитета профорганизации и ее баллотирующегося лидера. И от того, насколько хорошо наладит он отношения с социальной сферой города (возможно, они уже налажены в рабочем порядке) и сориентируется в отношении горожан к предприятию. Максимально важна согласованность позиции с руководством. Оно в любом случае будет заинтересовано в наличии мандата у близкого к нему политика. Порою мандатом обладает директор или один из его замов. В этой ситуации тоже надо ориентироваться: руководство лучше иметь в союзниках, чем в противниках. Но везде по-разному.
Зачастую комбинат и город являются точкой притяжения огромной территории вокруг. Возможно, профлидеру стоит обратить внимание на нее, и получение мандата облегчится, так как сельская местность менее зависима от одного фактора.
Итак, для начала возьмите карту одномандатных округов вашего региона (есть на сайте избиркома). Отметьте, где у вас ничего и никого нет и опереться не на что. Затем начертите на бумаге таблицу округов, где у вас есть хоть что-то: родственники, знакомые, профсоюзные организации и другие плюсы.
У меня, к примеру, в окончательном виде в таблице значились три округа. У каждого были сильные и слабые стороны. В итоге максимальное положительное сальдо оказалось у Кукуевского района. Это наибольшее количество предприятий отрасли, в которой я работал и с которыми у меня были тесные контакты; относительно уважаемые профлидеры, причем как в моей отрасли, так и в других; совпадение округа с муниципальным районом, что делает работу более компактной; удаленность от областного центра всего на 200 км, а не на 500 - 600, как у двух других. И главное - слабенький конкурент, действующий депутат Карпов. Хоть он и был на тот момент вице-спикером и настоящим тяжеловесом, но уже давно, как говорится, “забил” на свой округ, переехал в столицу региона и на малую родину наведывался нечасто, вконец отяжелев под грузом ответственности.
Максимально важно сделать подобный политический срез, чтобы знать ситуацию в выбранном вами округе. Если вы, допустим, работаете председателем обкома, то вхожи в кабинеты региональных чиновников и депутатов. А значит, и большинство действующих народных избранников знаете лично. Ваша задача на этапе определения округа - раздобыть достоверную информацию о поддержке возможного конкурента на его территории. Сделать это не так сложно, достаточно полистать районную газету. Если депутат в ней мелькает часто, публикует отчеты и прочее - значит, целенаправленно выстраивает свою агитационную кампанию задолго до выборов. Скорее всего, его позиции сильны. Если не появляется в “районке” месяцами - значит, с головой окунулся в текущую деятельность и завтрашний день его не очень беспокоит. При наличии других плюсов в этом округе, возможно, именно там стоит попробовать свои силы.
* * *
Все эти умственные напряжения говорят о важности предварительного анализа и силе теоретической проработки вопроса. Ибо нечего лезть туда, где все заведомо проигрышно и все входы-выходы заняты действующим депутатом. Надо делать ставку на сильную карту. Важно найти “бесхозный” округ и “подобрать” его, ведь он может просто-напросто валяться на дороге. Между прочим, именно так большевики в октябре 1917-го подобрали власть на одной шестой части суши.
ОТ РЕДАКЦИИ
Автор этого материала прошел несколько ступеней успешных выборных кампаний. И выигрывал их, обладая не самым высоким профсоюзным статусом, в одном из российских регионов. Сейчас он в профсоюзном движении не работает, но его опыт важен для профлидеров.
Материал опубликован в "Солидарности" № 3, 2019. Продолжение следует
Монте-Кристо, профактивист с репутацией