Найти тему

«Литературная раба» из Прекрасной эпохи

Оглавление

Рецензия на фильм «Колетт»

Автор: Анастасия Реутова

«Меня зовут Клодина. Я живу в Монтиньи, <…> но умру я, вероятно, не здесь». С этого всё началось. История простой деревенской девушки, которая покорила Париж и всю Францию, лишь взяв в руки перо.

Стать великой в плену
Стать великой в плену

Сорванный бутон

Художественный фильм «Колетт» снят в жанре биографической драмы. Режиссёр Уош Уэстморленд рассказывает об одном из периодов жизни французской писательницы Габриэль Колетт, звезды Прекрасной эпохи (период европейской истории между последними десятилетиями XIX века и началом XX).

Всё началось, когда, будучи ещё не распустившимся бутоном, Колетт вышла замуж за Вилли (псевдоним Анри-Готье Виллара, известного в то время писателя, журналиста и музыкального критика). Он вырывает цветок Колетт из привычной сельской местности и привозит в Париж. Юная девушка стала вхожа в литературные и артистические круги столицы, но ей там скучно. Она словно несчастная и обклеенная драгоценными камнями черепашка – елозит по скользкой поверхности подноса, не в силах скрыться от этого шума и наигранности.

Но Габриэль не теряет надежды, ведь она живёт своим мужем и нежными чувствами к нему. Её не смущает, что Вилли попросту эксплуатирует других литераторов и публицистов, зарабатывая на них деньги, а потом прожигая огромные суммы в казино и ресторанах. Колетт не обижается и на своё положение «литературной рабы», в обязанности которой входит написание писем популярного и занятого супруга. Она продолжает жить мечтами, покорно ждать возвращения любимого и выцарапывать на оконном стекле его имя – «WILLY».

Колетт с мужем
Колетт с мужем

Превращение

Уош Уэстморленд делает своеобразный кинематографический коллаж, пропуская пару-тройку ненужных «переходных лет». Режиссёр акцентирует внимание зрителей на самых важных моментах, кульминационных точках этой истории. Тем не менее, он мастерски, с присущей ювелирам и художникам точностью, прорисовывает, а точнее показывает детали. В фильме раскрывается превращение нежной романтичной Габриэль в бунтарскую натуру. В качестве сюжета фильма Уош Уэстморленд выбрал, пожалуй, самый трудный, но в то же время самый интересный период в жизни писательницы – время поиска и обретения себя.

Анонимное письмо приносит перемены, и перед Колетт раскрывается «суровая правда супружеской жизни». Она ломает внутренний стержень девушки, превращая её из хрупкого цветка в сломанную куклу.

Колетт попадает в театр ещё задолго до мьюзик-холла, где будет выступать  позже. Её отношения с Вилли становятся похожими на плохо срежиссированную постановку, где Габриэль послушно выполняет роль, подыгрывает мужу. Марионетка в руках неумелого кукловода, произведение искусства в дешёвой раме…

И ведь суть здесь не только во взаимоотношениях Колетт и Виллара как исторических личностей. Подтекст проявляется на разных уровнях восприятия. Брак этих двоих – «один из…», только и всего. Дело даже не в трудности любви и неурядицах семейной жизни – проблема в подавлении одним партнёром другого. Отсутствие возможности проявить свою сущность из-за явного доминирования со стороны поначалу угнетает девушку. Зато давление извне имитирует нечто вроде пресса, который выдавливает из нежного цветка наружу все его скрытые таланты.

Вся жизнь – театр
Вся жизнь – театр

Клодина – моё дитя

Когда Колетт впервые завоевала Париж, она была вынуждена прятаться за именем мужа. «Клодина»… Габриэль вложила в эту книгу и её продолжения всю себя: свои чувства, свою жизнь, часть своей души. Раскрывшись перед тысячами людей, она осталась анонимна, была просто женой Вилли. Ради супруга Колетт пожертвовала драгоценными воспоминаниями, сидела взаперти и писала романы, не в силах расслабить согнутые пальцы.

В фильме образы книг «Клодина в школе», «Клодина в Париже», «Клодина в замужестве» напоминают великие ароматы Жана-Батиста Гренуя, которые влюбляли в себя миллионы людей с одного вдоха. Вилли пытался разбавить литературу пикантностью, перчинкой и эротикой – сделать из них прибыльный, возможно одноразовый, бестселлер. Но никакие помарки, требования и просьбы не смогли скрыть творческую сущность Габриэль и её писательский дар.

Клодина была настоящим ребёнком Колетт. Литературное дитя вынашивалось долгие годы и рождалось в ужасных муках. Героиня пыталась отказаться от написания продолжений романа, но каждый раз уступала мужу и поддавалась эмоциям. То нужно отрабатывать задаток, спущенный на покупку загородного дома, то возникает потребность избавиться от накопившихся чувств после неудачного романа на стороне…

И поневоле задаёшься вопросом: а действительно ли Клодина порождение Колетт? Может, это само воплощение писательницы? Ведь не даром Вилли становится просто одержим книжным образом деревенской девушки. Он видит её повсюду. А Габриэль опять подыгрывает: обстригает волосы, надевает чёрное платье с белым воротничком. Героиня снова вынуждена играть роль. Но на этот раз не только писательницы. Колетт приходится втискиваться в одеяние «Клодины», из которого она уже давно выросла.

В самом начале фильма Габриэль отказывается надевать дорогое красное платье, которое ей узко, и отправляется в салон в своём родном скромном наряде. Вот и сейчас она перестаёт носить на себе образ героини, который ей тесен. Желание стянуть все это и вырваться на свободу помогает осуществить маркиза де Бельбеф, больше известная под именем Мисси. Она нежно ухаживает за Колетт и помогает ей.

«Клодина» становится камнем преткновения в отношениях Габриэль и Вилли. Она одновременно ослабляла и укрепляла Колетт. Благодаря своему ребёнку героиня раз за разом прощает предательства мужа. Их любовная и семейная жизнь больше напоминает перештопанный сто раз носок. С каждой ссорой они отдаляются дальше, оставляя друг у друга вечно кровоточащие раны. Один – из-за своего эгоизма и паники, другая – во имя мести за предательство. И непонятно, была ли в их браке любовь или этих двоих объединяла лишь Клодина?

Колетт за работой
Колетт за работой

«Личность с большой буквы «Л»

Кира Найти, исполнившая роль Сидони-Габриэль Колетт, передала образ многогранной личности. Насколько он достоверный – могут судить лишь биографы Колетт. Но остроумие и гениальность, наравне с сомнениями и покорностью, умело сочетаются актрисой в Габриэль. Та Колетт, которую зритель видит в самом начале, едва ли способна шокировать и перевернуть весь Париж. Однако Кире Найтли удаётся показать не только, как героиня идёт с гордо поднятой головой по тонкому льду общества – зритель видит, как дрожат под юбкой её коленки.

Во многом восприятию способствуют декорации и пейзажи «Колетт». Панорамы сельской местности, сочно-зелёные поля и деревья, изысканно обставленные комнаты, красивые платья создают особую атмосферу, которая помогает ещё лучше разглядеть героиню. Благодаря этому писательница действительно выделяется на фоне всего общества, но продолжает развиваться неотрывно от него.

Она ещё не раскрыла себя полностью. Талант только пускает ростки. Впереди будет многое… Но основа уже заложена. Габриэль делает всё, чтобы стать личностью с большой буквы «Л». Она прекращает попытки подстроиться под брак и подстраивает брак под себя. Почему же? Потому что её «рука, что держит перо, пишет историю».