Вводные
Когда вышел первый трейлер Atomic Heart, я не мог поверить своим глазам. И это сейчас не было игрой слов – я буквально не мог поверить в то, что московские ноунеймы без какого-либо внятного бэкграунда в геймдеве способны соорудить нечто подобное даже при условии жёстко срежиссированной постановки ролика. Разумеется, подобные сомнения посещали не только меня.
Автор Telegram канала "Геймдев, который мы заслужили" предпринял попытку развеять туман над самой неожиданной и амбициозной игрой последних лет от российских разработчиков, расспросив текущих и бывших сотрудников студии Mundfish о том, что на самом деле представляет из себя Atomic Heart и в каких условиях она разрабатывается.
Материал получился по-настоящему взрывоопасным и, кажется, он уже сдетонировал, запустив цепную реакцию по игровым СМИ. Я не стану его полностью рерайтить, а лишь скомпилирую ключевые тезисы, поэтому для полноты картины лучше сами ознакомьтесь с оригиналом. Разработчики игры уже отреагировали на расследование и выступили со своим официальным опровержением – этот момент я хочу разобрать во второй части этой статьи. В завершение постараюсь вычленить истину из "двух правд", оставив вам немного места для собственных выводов.
Что говорят разработчики
(!) Доверять нижеизложенной информации или нет – это исключительно ваше дело, так как никаких существенных доказательств правдивости расследования не существует. С другой стороны, у меня был контакт с автором канала "Геймдев, который мы заслужили", когда он бескорыстно помог мне разобраться в особенностях создания фейковых интерьеров в играх, о чём я потом написал очень хороший материал. Кроме того, я давно читаю его канал и очень сомневаюсь, что этот человек способен на какое-то низкое хайпожорство, основанное на фейке, а именно в этом его сейчас обвиняют Mundfish (но об этом позже). Итак, тезисы из расследования "ГКМЗ".
• Команда работает в чёрную (без трудового договора), а зарплаты выдают в конвертах. Об оплате отпускных, переработок и больничных речи не идёт.
• Mundfish нанимают самых дешёвых и неопытных специалистов и нагружают непосильными для их уровня компетенции задачами. Тех, кто не справляется (т.е. практически всех) очень быстро увольняют. Благо, без договора это не проблема. Как следствие, в компании ужасающая текучка кадров.
• CEO проекта питает какую-то личную неприязнь к геймдизайнерам, нарративным дизайнерам и сценаристам, поэтому в команде их нет, а соответствующие задачи размазываются по всему коллективу. В результате Atomic Heart играется абсолютно никак, а в команде нет понимания, как это исправить и к чему стремиться. Руководство регулярно меняет концепции будущей игры, по сути, перезапуская разработку.
• Подавляющее большинство опрошенных сотрудников негативно отзываются о CEO проекта Роберте Багратуни и продюсере Олеге Городишенине. Первый – профессиональный маркетолог, запустивший шумиху вокруг игры, но ничего не смыслящий в геймдеве. Второй – принимал импульсивные решения о перезапусках и увольнениях, которые больше всего навредили проекту.
• Atomic Heart – это, по сути, авторский проект действующего арт-директора Артёма Галеева, который в одиночку начал делать игру ещё в далёком 2012 году. Сотрудники компании сходятся во мнении, что Артём проделал львиную часть работ над игрой и единолично ответственен за все хорошее, что в ней есть.
• Сразивший всех первый трейлер игры – монтаж и не имеет практически никакого отношения к настоящему геймплею. Недавний 10-минутный геймплейный ролик жёстко срежиссирован и собран на костылях. В игре не работает ИИ, не интегрированы звук и интерфейс.
• Исходя из особенностей финансирования, Atomic Heart должна выйти в бету в 2019-м. В каком она будет виде на данный момент – не имеет значения. В Mundfish понимают, что не осилят такой проект в установленный срок, поэтому игра будет выходить короткими эпизодами.
Что ответили Mundfish
На самом деле, полноценным ответом реакцию Mundfish назвать сложно. Объёмное расследование со множеством очень неприятных деталей компания опровергла двумя абзацами текста в духе "сам дурак". Ответ был опубликован на DTF:
Автор канала анонимен и преследует цель — набрать подписчиков в свои группы, при этом работает не по правилам профессиональной журналистики, где необходимо перепроверять поступающую информацию и связываться со всеми сторонами, прежде чем что-либо публиковать, а по правилам максимально жесткого кликбейта.
Связи ни по одному официальному каналу от него мы также не получили. Все вышеописанное — домыслы и жонглирование слухами на фоне растущей популярности игры Atomic Heart. Легитимность данного «расследования» будет изучена юристами Mundfish и соотвествующие меры будут приняты по итогу анализа текста, его содержимого и источников.
Тут мне хочется отметить несколько моментов:
• Во-первых, автор материала связывался со второй стороной, на что получил следующий ответ:
• Во-вторых, вспоминать о высоких профессиональных стандартах игрожура – любимый финт разработчиков, неожиданно отхвативших нелестные отзывы о своей деятельности. Разумеется, гораздо лучше, если все публикации о проекте будут хорошенько промодерированы на официальных мероприятиях или с глазу на глаз. Только это уже как раз не журналистика, а деятельность по информационной поддержке продукта.
• В-третьих, угрожать юристами за каждый нелестный отзыв о своей компании – это так в духе "russian predprinimatel". Такой подход немного напомнил мне других ушлых отечественных бизнесменов от геймдева – контору Battlestate Games, печально ответственную за Escape from Tarkov.
Выводы
Зарплата в конвертах, идиотская кадровая политика, крайне некомпетентный менеджмент, обилие серо-чёрных финансовых схем, отсутствие внятной стратегии развития на ближайшее будущее и жажда быстрой наживы – это неотъемлемые элементы типичного русского digital-стартапа. Почему так получается – вопрос для отдельного разговора, но было бы глупо отрицать, что подобная традиция ведения бизнеса в области геймдева (впрочем, как и любого другого бизнеса) существует в России уже почти два десятка лет. О том, чем это всё обернулось для отечественной игровой индустрии в конце 00-х я писал здесь. В общем, вряд ли стоит удивляться, если Mundfish и в самом деле не станут тут исключением.
Спасти проект от бездны неопределённости могла бы только крепкая поддержка (вкупе с оплеухой) от крупного издателя, и, судя по тексту "ГКМЗ", Mundfish предпринимали попытки обзавестись ей, когда зазвали к себе делегацию из Electronic Arts. К сожалению, впечатлить EA не удалось. Какие-то финансовые ручейки просачиваются через сомнительную систему предзаказов ещё несуществующей игры. Подобные схемы монетизации, работающие в обход любых гарантий и обязательств – очень плохой знак, подразумевающий крайне нестабильное финансовое положение проекта. Разумеется, моральная сторона вопроса в такой ситуации мало кого волнует.
Во всей этой истории меня прежде всего интересует качество самой игры, а не грязное бельё ключевых менеджеров. Возможно ли, что из Atomic Heart получится нечто хорошее? – Конечно возможно, ведь оригинальный сеттинг и дизайн проекта никуда не делся, и только из этих элементов может вырасти по-настоящему крутой проект. Хочется лишь оговориться, что случиться это может только в том случае, если на самом деле CEO Mundfish не считает геймдизайнеров, нарративщиков и сценаристов бесполезным балластом в команде разработки. Именно этот момент из расследования "ГКМЗ" меня пугает больше всего, и я надеюсь, что мне не нужно объяснять адекватным людям, почему подобные умозаключения – это кромешный сюр и ад, которые поставят на проекте крест и без всех прочих потенциальных проблем.
Канал в Telegram | Паблик в ВК