Самым известным общественным транспортом острова Пальма-де-Майорка считается трамвай, связывающий железнодорожную станцию города Сойер (или Сольер) с прибрежной деревушкой Порт де Сойер (или порт де Сольер). Развлечение не самое дешёвое, но стоит того. Пассажиров по маршруту возят трамваи, построенные ещё в 1912 году. Только представьте: внутри старинный деревянный интерьер, а за окном – волны Средиземного моря, склоны гор Трамунтана и, конечно, зелёные пальмы. Этими же пейзажами когда-то любовались Шопен и Жорж Санд. Мечтали ли они о запуске трамвая? Возможно. Думали ли они, что когда-то на острове появится метро? Маловероятно. Но и трамвай, и метро на одном из красивейших остров Испании и мира всё-таки появились.
В сравнении с трамваем метрополитен Пальмы очень и очень молодой, его открытие состоялось 25 апреля 2007 года. Но впервые о необходимости острова в таком общественном транспорте как метро заговорили ещё в 1990-х годах. Идея инициативной группы заключалась в том, чтобы разгрузить автомобильные трассы и связать центр столицы с Университетом Балеарских островов, чей кампус расположен на окраине муниципалитета. Дополнительным предложением было строительство линии в сторону аэропорта. После местных выборов 2003 года утвердили проект двух линий с общим участком от площади Испании до станции «Сон Коста – Сон Фортеса» и дальнейшим разветвлением. В сторону университета построили Линию М1, а в сторону железнодорожной станции Маррачи – Линию М2.
После открытия Линия М1 несколько месяцев работала в тестовом режиме, и проезд по ней был бесплатным для пассажиров. Правда, из-за проблем с гидроизоляцией пару станций пришлось ненадолго закрыть, но сейчас вся М1 эксплуатируется в полную меру. Её длина составляет 7,2 км, количество станций – 9. Чтобы проехать всю линию хватит 13 минут, но надо учитывать интервалы движения между поездами. В часы-пик это 15 минут, а в дневное время подождать придётся до 30 минут. Интересно, что во время строительства Линии М1 городу пришлось перекрывать некоторые улицы, из-за чего многие предприниматели понесли убытки. В качестве компенсации муниципалитет освободил их от уплаты части налогов.
Линию М2 открыли уже в 2013 году. По факту она представляет собой реконструированную городскую электричку с протяжённостью маршрута в 8,35 км и 10 станциями. Всего из 15 станций метрополитена Пальмы восемь являются подземными, а семь – наземными. Напомним, что три станции – «Площадь Испании», «Хасинто Вердагер» и «Сон Коста – Сон Фортеса» – являются общими для М1 и М2.
От столичного метрополитена Пальмы-де-Майорки не стоит ожидать необычных интерьеров и яркого дизайна, которыми, как правило, славятся испанские архитекторы и художники. Впрочем, перед метростроителями и проектировщиками стояла задача не превзойти архитектурными формами природную красоту острова, а сделать максимально практичный для эксплуатации общественный транспорт. И практичность здесь во всём, от входов на станцию до внутренней конфигурации салонов поезда. Например, вход в подземную станцию доступен в трёх вариантах – по лестнице, на эскалаторе и на лифте. Решение очень удобное для маломобильных групп пассажиров и, возможно, от части ориентировано на пожилых туристов, которые приезжают на остров по социальным путёвкам в не сезон.
Работает метро Пальмы с 6:30 до 23:00 по будням. В субботу и воскресение функционирует только Линия М1, и то в ограниченном режиме с 7 утра до трёх дня, в остальное время делать в метро, как и на улице, нечего, и балеарцы спасаются от палящего солнца в тени пальм с бокалом свежевыжатого апельсинового сока или миндального молока. Стоимость проезда в метро зависит от вида билета. За поездку в одну сторону пассажир заплатит 120 рублей, за поездку туда и обратно – 240 рублей.
По традиции, немного особенностей метрополитена Пальмы:
· Метро неглубокое, станции уходят под землю всего на 8–10 метров.
· На всех станциях есть урны для мусора, предусматривающие отсеки для раздельного сбора.
· Как таковых вестибюлей в метро Пальмы нет, кассовые залы (точнее кассовые автоматы) находятся непосредственно на платформе и ограждены от посадочной зоны турникетами.
· Билет нужно прикладывать к турникету и на входе, и при выходе из метро.
· Выйдя из метро на станции «Площадь Испании», вы окажетесь в самом центре столицы и на одной из самых известных площадей во всей стране.