Найти в Дзене
Панно из мозаики

Мозаичная студия Императорской Академии художеств

Оглавление

В 1841 году начались работы по отделке интерьера собора Св. Исаакия Далматского в Петербурге. Решено было сделать роспись маслом, однако в процессе выяснилось, что при условиях высокой влажности в соборе получить надежный грунт не удается: живопись разрушалась еще в процессе работ. Поэтому решено было заменить живописные фрески мозаикой.

Работы по созданию смальты и мозаик из нее, успешно начатые Ломоносовым, не получили развития после его смерти и были постепенно свернуты — в России опыта работы в мозаичной технике на тот момент не существовало.

Решено было направить нескольких молодых русских художников-выпускников Академии художеств (В. Е. Раев, Е. Г. Солнцев, И. С. Шаповалов, С. Ф. Федоров) в Ватиканскую студию мозаики, а из Рима были приглашены в Петербург для организации производства Винченце Рафаэли и химики-стекловары братья Бонафеде.

В 1851 году русские художники вернулись на родину, где итальянцами было уже налажено производство смальты. Этот год считается датой основания Мозаичной студии Императорской Академии художеств.

Первоначально штат мастерской насчитывал семь старших, столько же младших художников, четырех учеников по набору мозаики и хранителя смальт. Среди первых учеников: И. Д. Бурухин, Г. М. Агафонов, Н. М. Алексеев, Ф. Ф. Гартунг, М. П. Муравьев, А. Н. Фролов, М. А. Хмелевский, М. И. Щетинин.

В 1864 году для мастерской было построено специальное здание за Академией художеств, где до сих пор производится смальта и осуществляется набор:

-2

Набор мозаик для Исаакия производился с момента основания мастерской вплоть до революции 1917 года и не был закончен.

За это время было создано 62 мозаики общей площадью свыше 500 м2.

В 1851–80-е гг. — мозаики центрального и бокового иконостасов:

-3
-4
-5

С 1880-х годов была сделана мозаика парусов:

Четыре евангелиста в треугольниках-парусах
Четыре евангелиста в треугольниках-парусах

аттика:

Аттик — пояс выше карниза и ниже начала свода
Аттик — пояс выше карниза и ниже начала свода

пилонов:

-8

царских врат:

-9

Цель, поставленная перед мозаичистами — замена живописи и "сделать как в Соборе Св. Петра", взятого за образец — была достигнута.

Однако в то же время в обществе пришло осознание того, что цель эта — ложна, что мозаика — не "практичная замена живописи", а отдельное искусство.

Один из современников (1885 г.) отзывался о мозаиках Исаакия так: «Работы наших мозаичистов для Исаакиевского собора составляют последнее слово мозаичного искусства в Европе. В точности воспроизведения живописных произведений идти далее невозможно, мозаика достигла совершенства как служебное орудие живописи. Но подобный результат составляет вместе с тем и полное отрицание самостоятельности мозаичного искусства, самобытности его».

Кроме своего главного заказа — мозаик Исаакия, мастерская академии художеств выполнила мозаики для иконостаса Собора Спаса-на-Крови:

-10

Часть мозаик храма Спаса на водах (взорван большевиками, некоторые из мозаик сохранились):

-11

Также сохранились ряд портретных работ студии, например — Александра III:

-12
Если вам понравился материал — подписывайтесь на наш канал.
Заходите на наш сайт www.gudmosaic.ru, где вы сможете увидеть больше работ нашей мастерской.
Ответим на все вопросы по мозаике: по телефону +7 920 251-33-83 и эл. почте info@gudmosaic.ru

__________________________________________________________________________________________

Также рекомендуем:

Смальта