Найти тему
BIS ART GALLERY

BIS ART GALLERY про картинную плоскостность

Начиная с пещерных времен, когда человечество начало изображать фигуративные предметы, одной из главных художественных целей в западном классическом искусстве было реалистичное изображение на плоской поверхности. Художники разными методами добивались визуального эффекта глубины и трехмерного пространства. Взгляд на реалистичность изображения начал меняться во времена Эдуарда Мане (на которого, в свою очередь, повлияли японские гравюры) и его единомышленников, которые пошли против классических художественных устоев. Например, Клемент Гринберг отметил, что у Мане изображение стало «площе» уже в его картине «Олимпия», 1863.

Эдуар Мане, "Олимпия", холст, масло, 130,5х190 см
Эдуар Мане, "Олимпия", холст, масло, 130,5х190 см

Полное сознание важности картинной «плоскостности» придет во времена модернизма. Творцы модернизма, будь это художники или писатели, четко осознавали, что воссоздать точную реальность в своих работах невозможно, и стремились они больше к экспериментам с художественной формой. Таким образом, и зритель должен был осознавать, что он смотрел на произведение искусства, важностью которого не была реалистичность, а сам творческий процесс. Художники подчеркивали плоскостность поверхности холста, тем самым показывая их осознание физических ограничений холста при попытках изобразить трехмерное пространство на плоскости.

С развитием нефигуративного искусства в 20 веке, например в абстракциях Кандинского или в геометрических работах Мондриана, художники модернизма старались обратить внимания зрителя на две важные детали: форму холста и особенности форм картины. Таким образом, плоскостность стала неотъемлемой частью восприятия работы зрителем. Пришло четкое осознание, что картины плоски из-за физической природы самого холста. Это осознание в мир искусства привнесло абстрактное искусство. ⠀

Пит Мондриан. "Композиция с Красным, Желтым, Синим и Черным", 1921
Пит Мондриан. "Композиция с Красным, Желтым, Синим и Черным", 1921

К примеру, такие последователи абстрактного экспрессионизма, как Джексон Поллок и Марк Ротко, наносили краску таким образом, что взгляд зрителя не мог сконцентрироваться на конкретной точке на холсте, но вместо этого блуждал по всей работе. Для абстрактных экспрессионистов плоская поверхность холста и осознание плоскостности помогали создавать эффект бесконечного пространства без начала и конца в своих работах. Создается ощущение, что содержимое работ выходит за пределы холста, как бы сливаясь со стеной, на которой полотно висит. В дальнейшем из-за такого эффекта Аллан Капроу внесет большой вклад в разработку такой концепции, как "энвайромент".

Джексон Поллок, "Синие столбы", 1952, холст, масло, 210 x 486
Джексон Поллок, "Синие столбы", 1952, холст, масло, 210 x 486
Марк Ротко, «Оранжевое, красное, жёлтое», 1956 год, 231,1 x 180,3 см
Марк Ротко, «Оранжевое, красное, жёлтое», 1956 год, 231,1 x 180,3 см
Работы Клиффорда Стилла на выставке абстрактных экспрессионистов в Королевской академии искусств в Лондоне, 2016.
Работы Клиффорда Стилла на выставке абстрактных экспрессионистов в Королевской академии искусств в Лондоне, 2016.
Майя Рамишвили, «Белые качели», холст, масло, деревянный багет авторской работы,
85х95, 2003. Из коллекции BIS ART GALLERY.
Майя Рамишвили, «Белые качели», холст, масло, деревянный багет авторской работы, 85х95, 2003. Из коллекции BIS ART GALLERY.