Коллекция русского и советского искусства Валерия Дудакова и Марины Кашуро в настоящее время насчитывает свыше 500 художественных произведений. На выставке «Непокорные», которая совсем недавно открылась в Alpert Gallery (Москва, Красноказарменная, д. 3) выставлена малая часть их коллекции, но зато какая. Здесь представлены очень редкие работы художников-шестидесятников: Оскара Рабина, Анатолия Зверева, Владимира Немухина, Дмитрия Краснопевцева, Льва Кропивницкого, Бориса Свешникова, Владимира Вейберга и многих других.
На открытии выставки Валерий Дудаков рассказал, почему выбрал термин «непокорные» в её названии.
«Мне не хотелось бы говорить банальностей, которые, как правило, связаны с выставками подобного рода, неофициального, скажем так, искусства. Потому что все эти бесконечные рассуждения о свободе творчества, все эти противопоставления официальных художников неофициальным - всё это настолько заезженно, что можно прочитать в очень многих книгах. Я немножко расскажу, как я это всё воспринимаю: и эту выставку, и это время, и тех художников, которые здесь представлены. Ну, прежде всего, хочется о «себе любимом» сказать. Я организовал около 200 выставок. Я думаю, конечно, что это рекорд Гиннеса, и никто, наверняка, не делал этого и, по всей видимости, и не сделает. Ну, к примеру, было 6 выставок в Скандинавии, 5 в Великобритании, 4 в Испании, 3 в Италии, etc, etc, etc. Я говорю о международных выставках. Ну а здесь не счесть. Потому что, когда я работал в Фонде культуры, а затем генеральным директором галереи «Новый Эрмитаж», мы подсчитали: прошло 60 выставок только в «Новом Эрмитаже», 13 в собственной галерее. Но это вторая только выставка нашего с Мариной собрания. Первая была в 2006 году в Пушкинском музее, в музее личных коллекций, а вторая - в Alpert Gallery. Я говорю сейчас именно о выставках персональных собраний. И, конечно, когда ты представляешь такую выставку, тебе хочется подвести некоторые итоги. И эти итоги выразились в слове «Непокорные». Почему «Непокорные»? Ну, во-первых, есть очень много терминов, которые обозначают это искусство. Первый термин, который был внедрен, - это «другое искусство». Как рабочий термин он, видимо, годится. Но, с другой стороны, не бывает другого искусства. Оно либо есть, либо нет. Здесь присутствуют работы достаточно известных художников, так вот они все «другие», ни один не похож на другого, поэтому это определение не подходило. Говорят «второй авангард». Ну какой второй авангард!? Свешников, Харитонов, Краснопевцев… Нет никакого там авангарда. Там есть другое. Там есть очень глубокий поиск образа своими какими-то методами, но авангарда там ни грамма. Говорят, «неофициальное искусство». Черт его знает… Вейсберг - это неофициальное искусство? Те же мастера, которые были в «Девятке», выставлялись и официально.
В общем, я выбрал этот термин «непокорные» не потому, что «непокоренные», кто-то покорился и достаточно хорошо устроился в жизни, а кто-то просто не дожил до каких-то более серьезных свершений. Но, по крайней мере, этот термин имеет более точное значение по отношению к этой выставке».