Пожалуй, ни одну актрису художники не изображали так часто, как Сару Бернар. Картин и рисунков, где она фигурирует с разных ракурсов, в различных жизненных ситуациях, в ролях и просто у себя дома на диване, а также ее обычных портретов, довольно много. Это не говоря об афишах (их рисовал, кстати, Альфонс Муха) и карикатурах, посвященных ей.
Первый портрет Сары, виденный мной, был вот этот:
Еще не зная, кто именно изображен на картине, я была уже впечатлена этой свободно откинувшейся на подушки дамой, в упор глядящей на зрителя. Белый пес смотрелся как продолжение ее шикарного платья. От всей картины веяло изысканностью, богатством и каким-то флером порочности... Ну то есть, леди все-таки так не изображают. Так изображают роскошных дам полусвета. Или актрис.
Кларен любил ее писать, и каждый раз это был эффектный портрет. Например, этот:
Опять полулежа. А каков изгиб бедра! Видно, что Сара Бернар была царицей сердец, женщиной, перед которой преклонялись.
А тут Жорж Кларен изобразил ее в роли Клеопатры. Говорят, что в финале этого спектакля зал буквально рыдал. Сара умела преподносить трагические моменты.
Детство Сара Бернар провела в пансионате и потом в школе при монастыре. Наступило время определиться с дальнейшей жизнью. Ее мать была куртизанкой, обслуживавшей аристократов и знаменитостей, дочь могла пойти по этой же кривой дорожке. Но актерский талант девушки был очевиден, и поклонники матери помогли девушке поступить в драматическую школу при Парижской консерватории, а после нее на сцену. Первые выступления не имели большого успеха, прорыв произошел после исполнения роли Корделии в "Короле Лире".
Портрет Сары, где она показана не фатал фам, не пожирательницей сердец, а обычной девушкой (и опять подушки!), сделал Альфред Стивенс:
А тут она показана Стивенсом очень лаконично. Лицо на темном фоне выражает напряженную работу мысли. Перед нами не роскошная актриса, а образ серьезного, думающего человека:
А вот она в роли и опять полулежа на подушках! Но какое задумчивое серьезное лицо...
Сара Бернар была звезда и вела себя, как звезда. Интерес к себе она подогревала эксцентричными выходками, о которых сразу становилось известно публике. Например, у нее в спальне стоял гроб, где она любила лежать и порой принимала гостей, находясь в нем.
Отличный портрет в профиль. Какая осанка! Говорят, у Бернар была поразительная пластика и голос, проникающий прямо в душу.
Сара жила в атмосфере эпатажа. Ей нравилось вести себя непредсказуемо. Она творчески подходила не только к ролям, но и к своей жизни. Когда-то женщин вообще не допускали на сцену, и женские роли исполняли мужчины. А Сара, наоборот, стала исполнять мужские роли. Самой знаменитой из них стал Гамлет.
А скольких цариц и королев она переиграла!
Есть картины, где Сара изображена в жанровых сценах, как здесь, например, где она разучивает роль с Кристиной Нильсен. Момент жизни, срез бытия актрисы:
Или вот - беседует с неким г-ном Гладстоном на выставке. Актриса здесь сама похожа на произведение искусства. Два пожилых джентльмена смотрят на нее, как на божество:
Имея сонмы поклонников по всему миру, Сара Бернар, конечно, вызывала и обратные чувства. О ней писали фельетоны (кстати, Чехов тоже к этому руку приложил), рисовали карикатуры. Вот одна из них:
К сожалению, саму игру Сары Бернар мы сейчас не можем оценить. Так ли она была гениальна, как о том писали ее современники, плененные ее неотразимой харизмой? Небольшие немые фильмы, где она снялась, будучи уже пожилой женщиной, не дают полного представления о силе ее таланта.
Есть только воспоминания современников. И тот факт, что Сара отдала театру всю свою жизнь. Она выступала до старости. И, даже потеряв стопу, все равно одноногая выходила на сцену. Безжалостная публика смеялась над ней иногда, но все равно, притянутая, как магнитом, ее именем, приходила на нее смотреть.
Почитайте еще на моем канале:
Что вы думаете о "голых" платьях?
Как со временем менялись стиль и имидж Ксении Собчак
Мастерство ретуширования лиц
У меня есть еще второй канал на Дзене. Заходите!