Найти в Дзене
Мифология

Как орки связаны с римлянами

Оркус (лат. Orcus) — в римской мифологии бог подземного мира. Изначально, скорее всего, был мелким подземным божеством у племени этрусков. В более поздней традиции он начал отождествляться с Дис Патером (римским богом подземного мира, богатства и плодородия), Плутоном и Аидом.

У Гесиода указано, что Оркус был рожден Эридой (богиней раздора) «клятвопреступным на гибель». Т.е. он наказывает тех, кто сознательно нарушает данную клятву. Слово Оркус использовалось и как название самого подземного мира (ср. др.-греч. Аид — Аид, сканд. Хель — Хель, Хельхейм). У Вергилия читаем: «...в преддверье сумрачном Орка Скорбь ютится и с ней грызущие сердце Заботы, Бледные здесь Болезни живут и унылая Старость...». Таким образом, у врат царства мертвых находятся бедствия, которые приносят людям гибель и доставляют Оркусу новые души. Вопрос о том, что было изначально: имя бога или наименование царства, является спорным.

У Оркуса не было официального культа в городах; поклонялись ему преимущественно в сельской местности. Благодаря такой отдаленности поклонение сохранялось довольно долго; как фольклорный персонаж Оркус был известен и в Cредневековье. В одном из испанских церковных уставов VIII века, отчасти почерпнувшего материал из франкских источников, есть запрет участвовать в шумных процессиях, переодеваться в женские одежды и, помимо прочего, изображать Оркуса. Возможно, отчасти поклонение Оркусу повлияло на популярный в Средневековье образ «дикого человека» — покрытого волосами или шерстью, вооруженного дубиной существа, проживающего на границе, краю «цивилизованного» мира и противопоставленного ему. Он широко использовался в геральдике и был одной из любимых тем граверов тех времен.

Вероятно, любители сказок, фэнтези и игр уже догадались, что огры и орки этимологически связаны с Оркусом. Отождествление Оркуса с подземным миром, всяческими ужасами и чудовищами привело к тому, что этим словом и его вариантами: итал. orco, фр. ogre в сказках стали называть великанов-людоедов. Затем Дж.Р.Р. Толкин взял слово orc из средневековой поэмы «Беовульф», где встречается (что интересно — всего один раз за весь текст) слово orcneas «подводные чудища». В дальнейшем этот концепт был заимствован другими авторами фэнтезийных произведений.