«Я не занимаюсь модой. Я сама - мода».
Для создания картины взята биография Габриэль Шанель до того, как она стала знаменитой. Зрителю рассказывают о приюте в Обазине, где юная Коко жила под строгим присмотром монахинь, как она работала швеёй, как выступала в кабаре с песенкой «Qui qu’a vu Coco» (после которой к ней и прицепилось имя Коко, затмившее её настоящее имя).
Там она познакомилась с Этьеном Бальсаном - богатым офицером. Устав от тяжёлой трудовой жизни, Коко переехала к нему. Устав от светской жизни у Бальсана она стала делать дамам шляпки и шокировать публику своими нарядами - никаких перьев, никаких турнюров, никаких дамских сёдел, никакой вычурности - лишь элегантная простота.
У Этьена она познакомилась с промышленником Артуром Кейпелом. Между ними вспыхнули чувства, и он стал единственной сильной любовью мадемуазель Шанель (к сожалению, эта история трагически оборвалась). Артур помог Коко открыть свой магазин и поддерживал её на первых порах, пока она не встала на ноги. Дальше вы знаете - Коко стала великим модельером, сделала себе имя и вписала его в историю.
Что прекрасно в этом фильме: шарм Одри Тоту и её внешнее сходство с прототипом, Этьен Бальсан, красивые пижамы, интерьер, музыка.
Что отталкивает: несоответствие главной героини своему прототипу.
Одри Тоту - замечательная актриса и очень красивая девушка. Но здесь мы видим лишь капризную, строптивую девчонку, которая время от времени мастерит шляпки. Кажется, она занимается этим просто от скуки. Даже сюжет выстроен таким образом, что кажется, будто ей всё даётся легко. Раз - шляпка, два - салон, три - чёрное платье.
У настоящей Коко Шанель, помимо капризов и строптивости, была железная хватка, характер, целеустремлённость, у неё глаза горели, когда речь шла о создаваемых моделях. Здесь этого не видно.
У тех, кто не знаком с историей Шанель, может возникнуть такая картинка: жила-была очаровательная девушка, её ввели в аристократический круг, она накапризничала себе на шляпный салон, потом на магазин, и на Дом моды впридачу. Все вдруг её полюбили и сказали: а давай сделаем тебя законодательницей мод, скинем с пьедестала Поля Пуаре, а ты станешь Великой Коко?
Нет, великими просто так не становятся.
«Коко до Шанель», Франция, Бельгия, 2009 (реж. Анн Фонтен)