До середины десятилетия казалось, что автогонки и красивые девушки – вещи неразлучные. Однако руководство некоторых серий считает иначе. Правы ли они, покажет время. А мы пока вспомним, как развивалась мода на грид-гёрлз.
До 1960-х на трассах не было специальных леди, чтобы приветствовать гонщиков. Да, именно так: пилотам приходилось как-то справляться. Некоторых спортсменов приветствовали жёны и боевые подруги – на этом женское внимание заканчивалось.
Историография «Формулы-1» говорит, что первой грид-гёрл стала японская модель и артистка Роза Огава. Примеривая образ секс-идола 1960-х Мэрилин Монро, японка общалась со зрителями, обращалась к гонщикам и позировала фотографам. Иногда Огаве разрешали вручать призы победителям. Привлечение девушки было рекламным решением нефтяной компании Cosmo Oil, и тот опыт 1960-х в будущем переняли очень и очень многие бренды. Кстати, Огава невольно пролоббировала внесение грид-гёрл в список официальных профессий Японии. До 1999 года она называлась race queen, позже была переименована в circuit lady.
В 1967 на легендарные гонки «24 часа Ле-Мана» привлекли сразу несколько девушек. И вновь грид-гёрлз выступали в роли афиши – на этот раз для шинников Firestone.
Развитие грид-гёрлз пришлось на сексуальную революцию, поэтому неудивительно, что девушки всё больше и больше раздевались на автодромах. Примечательно, что вновь огромную роль сыграли «24 часа Ле-Мана»: на одну из гонок косметический гигант Hawaiian Tropic привёз девушек в купальниках. Так предлагалось продвигать солнцезащитные кремы.
Однако нарастающее феминистическое движение спустя 30 лет поставило вопрос: насколько грид-гёрлз объективируют женщину? Очевидно, что есть о чём подумать, поэтому в 2015 году сначала марафон Ле-Ман сказал «нет» красивым леди (запрет действует до сих пор на всех гонках WEC), а затем и Гран-при Монако F1 прошло без участия грид-гёрлз. Вместо них на трассе находились грид-бойз. Нововведение вызвало бурную реакцию, иной раз не слишком адекватное. Например, Себастьян Феттель назвал решение организаторов «отвратительным».
А в прошлом сезоне «Формула 1» решилась на ещё более кардинальный шаг: вместо девушек использовать детей. Грид-кидс несколько раз всё же уступали место грид-гёрлз (Монако, Сингапур, Россия). В двух последних случаях автодром заполняли бортпроводницы, которые, по мнению организаторов, выдерживают рамки приличий.
Сейчас понятно одно: вопрос об использовании женщин в качестве сексуальной вывески требует дальнейшего обсуждения. Своя правда есть как у сторонников традиций, так и реформаторов. Границы допустимого, как и в любой другой спорной ситуации, подвижны, и новые поколения автоболельщиков будут менять их.