Найти тему

Как не стремиться победить

Сондерс Элмор

Это не было моим первым соревнованием по кунг-фу, не было и первым моим визитом в больницу. Но в первый раз я так остро столкнулся с дилеммой: постоянный страх получить травму или желание победить во чтобы ни стало. Позднее, выбор уже казался мне очевидным, но в тот момент, когда я увидел свое поврежденное лицо в маленьком зеркальце, которое держал мой товарищ по команде, - ответ вовсе не казался мне таким очевидным.

Это был турнир 2008 Wong Fei Hung Northeastern All Kung Fu Competition, а я был тогда учеником мастера Джозефа Демундо. Мне было 31 год, я преподавал в университете Нью-Йорка и занимался боевыми искусствами только два года.

Чтобы было понятно, поясню: это не были соревнования по фулл-контакту, правилами допускался спарринг только в легкий контакт. Вместе с тем, мне казалось, что я достаточно готов к этим соревнованиям, - я плотно готовился к ним в течении нескольких месяцев, спарринговал, отрабатывал формы. Но разве можно быть готовым ко всему, что может произойти в бою?

Первые два боя я закончил убедительной победой. После этого я внимательно смотрел на бои своих будущих соперников. Так как мы все были еще новичками, я считал, что вряд ли кто из них способен на применение сложной техники. В большинстве своем, когда раздавался свисток судьи, - спортсмены забывали о какой-то технике и шло просто «махание» руками. Но я заметил, что один из бойцов (он как раз получит на этом турнире золотую медаль) остается спокойным, не бросается сразу в атаку, просчитывает действия противника. Он тоже одерживал победу за победой.

-2

Был и еще один спортсмен. Он был очень молод и сразу бросался в неистовую атаку. Эта манера тоже приносила ему победы, хотя их и нельзя было назвать чистыми или техничными. Именно против него я и вышел на третий свой бой.

Мы поднялись на ринг и рефери повторил правила: победителем станет оказавшийся лучшим в двух из трех 90-секундных раундов; запрещены удары локтями и заломы; нельзя наносить удары в контакт ниже пояса и в спину, бить в глаза, нос или зубы.

Судья проверил наши перчатки. Я заметил, что у моего противника не боксерские перчатки, а перчатки для ММА, но я не стал из-за этого поднимать шум и протестовать.

Раздался свисток судьи и мой противник бросился на меня в своей обычной манере, которую я уже видел, - бешено обрушивая на меня град ударов. Я отходил, проваливая его атаки; один раз обозначил ему удар в голову и один раз попал в солнечное сплетение. Судьи оставили первый раунд за мной.

-3

Перерыв пролетел как одно мгновение. Я видел, как мой соперник тяжело дышит, а его тренер что-то ему говорит. Мой же наставник просто сказал мне: «Продолжай таким же образом».

Но я не стал «просто продолжать». Может мне в голову ударил адреналин, может меня начали беспокоить его яростные наскоки, но мне показалось, что я могу победить его на его же поле и я стал входить с ним в размен ударами. По нему прошли несколько моих комбинаций, но и я хорошо ощутил его удары на своей голове, - его маленькие перчатки ММА не особо смягчали удары.

В итоге, эта тактика не стала для меня выигрышной. У моего противника был неплохой удар и судьи отдали ему второй раунд.

И вот — решающий раунд. Мой соперник бросился на меня как сумасшедший. Я попытался вернуться к своей первоначальной тактике: уворачивался, вязал его атаки, менял уровни атаки, проваливал его энергию.

К середине третьего раунда я выдохся и занервничал — я тяжело дышал, стал слишком дергаться, пропуская удары. Но поскольку удары в голову были запрещены и я имел преимущество в росте, я еще мог сдерживать напор моего оппонента.

В последние 40 секунд боя произошло неожиданное: мой противник разразился стремительной комбинацией ударов, последние из которых пришлись мне в область рядом с носом, куда-то в область глаза. Я почувствовал хруст, увидел черноту и эту пресловутую молнию в глазах и отступил назад.

Прозвучал свисток судьи. Когда мое зрение и сознание прояснились, я увидел, что мой соперник в дальнем углу ринга и понял, что судья спрашивает меня, все ли со мной в порядке.

«Все в порядке», - ответил я. И так это мне и казалось. Я чувствовал себя достаточно хорошо.

В тот момент я хотел выиграть больше, чем когда-либо в моей жизни. И вот мы снова сошлись на ринге на 30 секунд, хотя мне показалось, что это было минут пять. Я зачем-то снова сошелся с противником в размене ударами. Отразил несколько его ударов и нанес несколько своих.

И вот финальный свисток. Но вместе со свистком, мой противник нанес мне мощнейший удар в тоже самое место, что и предыдущий. Это было подобно удару электрическим током, но я остался в приподнятом состоянии духа, так как мне казалось, что теперь-то я точно выиграл бой.

Рефери взял нас за руки и мы стояли, ожидая решения судей. Я глупо улыбался своим товарищам по команде, чувствую победную эйфорию. И я хорошо помню, что произошло дальше: как только судья поднял мою руку вверх — из моего носа хлынул настоящий водопад крови.

Через минуту я оказался в окружении врачей скорой помощи, моих товарищей по команде, моего шифу, которые все говорили мне о том, что в следующем бою (за золото) мне нужно быть очень осторожным.

«Ты бы видел свое лицо», - сказал мне один из товарищей по команде.

Мой шифу сильно переживал, но я заверил его, что все в порядке и я чувствую себя нормально.

Я почувствовал, как свежая кровь снова потекла у меня по лицу и тут начал чувствовать страх.

Мне принесли небольшое зеркало и я смог рассмотреть свою рану. Она выглядела не очень хорошо, - рассечение было больше, чем мне казалось, оно продолжало опухать и еще и находилось в очень нехорошем месте, - прямо под глазницей.

«Но если бы рана была опасной или было бы что-то сломано, я бы ведь чувствовал сильную боль?» - обратился я к шифу.

Тот лишь усмехнулся: «Ты ее почувствуешь, когда спадет адреналин».

Через десять минут друзья уже отвезли меня в больницу. Медсестра дала мне обезболивающего, пожалела меня и спросила, как такое со мной произошло. Я ответил ей, что это был соревновательный бой и я в итоге одержал победу. Она лишь покачала головой в ответ.

Рентген показал перелом, а врачи мне сказали: «Такие травмы могут повредить зрительный нерв и человек тогда теряет зрение».

На следующий день у меня были глаза, как у енота и мне пришлось ходить в больших солнцезащитных очках. Ирония судьбы, - хоть я и выиграл бой, но потерял шанс сразиться за золотую медаль, а травмировавший меня соперник ушел без единой царапины.

-4

Может показаться, что конец моей истории очень печален, но это не так. Во время моего недавнего визита в Китай, мой наставник, мастер Йи Чи Вай сказал мне: «Вы выходите на соревнование не для того, чтобы завоевать медали, главная цель — приобрести опыт». Так и в том бою — формально я победил, но на самом деле проиграл. Я совершил ошибку, поддавшись напору моего соперника и начав играть по его правилам. Я забыл правило номер один, применимое от спортивного спарринга до уличной драки: беречь свое любимое лицо.

Теперь, когда я смотрю на свои фотографии после того боя, я задаю себе вопрос: «Если бы я получил золотую медаль на тех соревнованиях, принесла бы мне эта победа столько же опыта?»