Найти в Дзене
Судострой

Как создаётся уникальный композитный корпус тральщика проекта 12700

На днях в состав минно-тральных сил ВМФ России войдёт второй тральщик проекта 12700 "Александрит". Корабль, получивший имя "Иван Антонов", является во многом передовым для отечественного флота. Так, он оснащён передовыми средствами борьбы с морскими минами с помощью гидроаукстических станций, расположенных как на самом корабле, так и на дистанционно управляемых подводных аппаратах. Не менее примечателен тральщик и своим корпусом из композитных материалов. О его изготовлении и пойдёт речь в сегодняшней статье ТГД.

Макет корабля ПМО проекта 12700 / Фото: ТГД
Макет корабля ПМО проекта 12700 / Фото: ТГД

Итак, приступим. Задача: построить корабль противоминной обороны (ПМО) проекта 12700 "Александрит", он же базовый минный тральщик (впрочем, в последнее время его часто именуют морским). Выглядеть корабль ПМО должен согласно макету на фото выше.

Важная деталь – корпус корабля должен быть выполнен из монолитного стеклопластика. Поскольку кораблю предстоит работать с минами, то обычная судостроительная сталь – не самый подходящий для данного случая вариант. Раньше для тральщиков использовали маломагнитную сталь или дерево. Им на смену дереву пришли современные композиционные материалы.

Для создания корпуса понадобится специальный цех. Как раз такой есть на Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) в Санкт-Петербурге. Это единственное место в России, где создаются корпуса кораблей из композитов. Кстати, не только минных тральщиков. Композитная надстройка новейшего корвета проекта 20386 изготавливается тоже здесь.

Цех Средне-Невского судостроительного завода / Фото: ТГД
Цех Средне-Невского судостроительного завода / Фото: ТГД

Изготовление обшивки корпуса начинается с создания матрицы, необходимой для применения метода вакуумной инфузии. Конструктивно матрица (синяя металлическая конструкция в левой части фото ниже) чем-то напоминает строительную опалубку.

Матрица для создания корпуса композитного корабля / Фото: ТГД
Матрица для создания корпуса композитного корабля / Фото: ТГД

Метод вакуумной инфузии заключается в создании рабочей полости с уложенным армирующим материалом (стеклоткань), куда за счёт разницы атмосферного и внутриполостного давления подаётся связующее. Таким образом изготавливается обшивка корабля.

Вот, что находится внутри матрицы.

Матрица корпуса корабля ПМО проекта 12700 / Фото: ТГД
Матрица корпуса корабля ПМО проекта 12700 / Фото: ТГД

Палубы, продольные и поперечные секции изготавливаются отдельно. Работа по созданию несущих элементов корпуса очень тяжёлая и кропотливая. Конструкция из композитов создаётся буквально послойно.

Создание элементов корпуса корабля из композитов / Фото: ТГД
Создание элементов корпуса корабля из композитов / Фото: ТГД

Постепенно производится монтаж корпусного насыщения. Стыковка элементов также требует много времени и ручного труда.

Создание корпуса корабля из композитов / Фото: ТГД
Создание корпуса корабля из композитов / Фото: ТГД

После завершения формирования корпуса матрица раздвигается и будущий корабль ПМО выкатывается на достроечное место.

Строительство корабля ПМО проекта 12700 / Фото: ТГД
Строительство корабля ПМО проекта 12700 / Фото: ТГД

Наконец, корпус готов. С учётом габаритов тральщика, это самый большой в мире корпус из монолитного стеклопластика, полученный методом вакуумной инфузии.

Основные характеристики корабля ПМО проекта 12700. Длина – 61 м, ширина – 10 м, осадка – 3,1 м, водоизмещение – 890 т. Дальность плавания – 1500 миль. Скорость хода – до 16,5 уз. Экипаж – свыше 40 человек.

Далее на судно устанавливается оборудование и вооружение. Этот этап мы пропустим по понятным причинам. Затем корабль выводится из эллинга и спускается на воду. Приятный и торжественный момент с салютом и воздушными шарами.

Спуск на воду корабля ПМО "Иван Антонов" / Фото: ТГД
Спуск на воду корабля ПМО "Иван Антонов" / Фото: ТГД

После этого на минный тральщик устанавливается дополнительное оборудование, и проводятся испытания. Наконец наступает долгожданный день подъёма Андреевского флага, когда корабль передаётся военно-морскому флоту.

Вот такой вот уникальный корпус получается у корабля ПМО проекта 12700. Из плюсов стеклопластика можно отметить – высокую прочность, продолжительный срок службы и малую массу. Из минусов – трудоёмкость и скорость изготовления. Впрочем, поскольку минобороны планирует массовое строительство таких тральщиков, корабелы СНСЗ вряд ли останутся без дела.

Элементы корпуса корабля из композитов / Фото: ТГД
Элементы корпуса корабля из композитов / Фото: ТГД