(1981, США)
Один из тех редких фильмов боевиковой легенды 80-х Уолтера Хилла ("48 часов", "Улицы в огне", "Красная жара", "Герой-одиночка", "Неудержимый"), что не известны русскоязычной Википедии (на момент написания обзора). И это довольно странно, учитывая, что у себя на родине "Южное гостеприимство" покамест не забыто, пускай в свое время оно и слилось в прокате.
Почему слилось, тоже немудрено. Просто на сей раз Хилл обманул своего зрителя, которому такой фортель пришелся не по нраву. Зритель-то был абсолютно уверен, что идёт на очередной военный боевик, которые тогда были в моде - да и реклама вроде бы обещала то же самое, - а в итоге напоролся... Трудно сказать, на что именно. Как раз боевиком "Гостеприимство" выглядело в меньшей степени, тогда как на переднем плане у него стояли элементы триллера, психологической драмы и даже ужастика. Тем более, что для хоррора и антураж был вполне подходящий - болота Луизианы. Но не зеленые, душные и крокодильи, какими их обычно показывают в кино, а зимние - тусклые, серые и производящие ещё более гнетущее впечатление.
Любопытно что сегодня у этого фильма волей-неволей возникают параллели... с "Ведьмой из Блэр"! Во-первых, из-за того, что действие "Гостеприимства" тоже не выходит за пределы густого мрачного леса, и открытых просторов нам здесь не покажут. А, во-вторых, враг в этой истории почти такой же незримый (за редким исключением), как та приснопамятная Ведьма из лесов Мэриленда, зато умеющий красноречиво намекать на свое присутствие всяческими гадостями.
А с чего бы вдруг местные обитатели-каджуны так взъелись на наших главных героев, чужаках в их краях? Да вроде бы из-за пустяка - просто не оценили грубоватый солдатский юмор незваных гостей. Будучи на полевых учениях, эти ребята, бойцы национальной гвардии, совершали марш-бросок через тамошние болота. И, не желая штурмовать вплавь очередную водную преграду, позаимствовали без спроса лодки у каких-то охотников. А когда хозяева засекли воров в поличным - те как раз гребли через реку, - солдаты вместо спасибо ещё и открыли по ним огонь.
Точнее говоря, стрелял по каджунам лишь один нацгвардеец, самый туповатый из всех. И не боевыми, а холостыми патронами, которые им выдали для учений. Вот только охотники вместо того, чтобы посмеяться и обменяться друг с другом саечками за испуг, жутко разобиделись на наглых воришек. И, за неимением у себя холостых боеприпасов, ответили им боевыми. Очень даже результативно: солдат тотчас же уменьшилось, а их дальнейший марш-бросок стал вдвойне нервощекочущим.
Но каджунам, видимо, было неизвестна поговорка "Делу время, потехе час". Или, может, они сочли погоню за деморализованными "шутниками" настоящим серьезным делом, а не потехой? Как бы то ни было, в покое их больше не оставили. И устроили им первоклассную травлю в духе "Рэмбо шиворот-навыворот". То есть когда не герои объявляют своим преследователям тактическую войнушку с подлянками, а наоборот, преследователи искрят своей садистской фантазией, а герои, матерясь на всю Луизиану, радуют их воплями боли и нервными срывами.
Зачетный выдался троллинг, что тут ещё сказать. Да и финал в целом не подкачал. Как по мне, для такой истории он - в самый раз.
***
В общем, кино хоть и старенькое, но выглядит сегодня где-то на том же уровне, что и его гораздо более знаменитый ровесник "Рэмбо: Первая кровь". То есть малость архаично в техническом плане, но в целом по-прежнему смотрибельно, жестко и напряженно. А с визуально-художественной точки зрения ещё и достаточно уникально. По крайней мере лично я не припоминаю, в каком ещё фильме мне показывали войну в зимних болотах американского Юга. Здесь же она вдобавок идёт на протяжении аж ста с лишним минут - более чем достаточный срок, чтобы проникнуться духом этих суровых мест, даже живя в другом полушарии планеты.