Женщины Ренессанса использовали белила, чтобы добиться ровной гладкой кожи. Кроме того, набеленное лицо можно было и дополнительно напудрить. Пудру, кстати, тоже делали из опасного для здоровья свинца, как и белила, но были и безвредные варианты - из крахмала, алебастра или толчёного перламутра.
Кто-то пользовался косметикой умеренно, деликатно, так, чтобы это было либо незаметно, либо заметно, но не вызывало у окружающих отторжения. А кто-то наносил краску таким толстым слоем, что современники язвили – дама боится лишний раз шелохнуться, чтобы лицо не пошло трещинами.
Румяна иногда наносили поверх белил, а иногда и наоборот, под них. Сначала красили щёки, а уж потом белились – чтобы добиться более естественного вида румянца. Подкрашивали и губы. В качестве основы для тогдашних румян и помад часто использовались всё те же свинцовые белила, ну или менее вредный рыбий клей.
Словом, белую маску, в которую превращалось лицо при использовании тогдашней косметики, надо было оживлять. И в ход шли не только красные и розовые оттенки. Нужны были ещё и голубые!
В моду вошло дорисовывать синим цветом жилки на висках и лбу. А поскольку на дамских платьях бывали очень глубокие декольте, то кожу на груди тоже выбеливали. Значит, жилки можно было дорисовывать и там. Таким образом пытались подчёркнуть нежность кожи, настолько тонкой, что сквозь неё просвечивают вены.
Голубую пасту делали, смешивая красители синего цвета, вайду или индиго, со свинцовыми белилами (опять эти белила!). А в результате.... Как едко выразилась историк моды Эйлин Рибейро, теоретически это должно было напоминать о голубой крови дамы… а на деле чаще всего походило на прожилки плесени на сыре стилтон.
Эх. Вот так стремишься к красоте, а тебя ругают и современники, и потомки. )
Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма!