Найти тему
Европейские языки

Разоблачение известного фейка. Возраст литературных героев

Сейчас модно считать себя стариком начиная лет с 24. В защиту этого мнения часто приводят сомнительные цитаты из знаменитых произведений литературы прошлого. Большая часть этих цитат - либо откровенные фейки, либо необоснованные домыслы.

Старухе-процентщице из романа Достоевского "Преступление и наказание" было 42 года.

Здесь на лицо явная ложь.

Текст Достоевского: "Старуха стояла перед ним молча и вопросительно на него глядела. Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка. Старушонка поминутно кашляла и кряхтела."

Марья Гавриловна из "Метели" Пушкина была уже немолода. Ей шёл 20 год.

Во всей повести не встречается ни слово "молода", ни "немолода".
Первоисточник о возрасте говорит только следующее:

"... Марью Гавриловну, стройную, бледную и семнадцатилетнюю девицу."

- Старикану кардиналу Ришелье на момент описанной в "Трёх мушкетерах" осады крепости Ла-Рошель было 42 года.

В тексте кардинала никто не воспринимает как старика. Он человек средних лет.

" У камина стоял человек среднего роста, гордый, надменный, с широким лбом и пронзительным взглядом. Худощавое лицо его еще больше удлиняла остроконечная бородка, над которой закручивались усы. Этому человеку было едва ли более тридцати шести — тридцати семи лет, но в волосах и бородке уже мелькала седина. Хотя при нем не было шпаги, все же он походил на военного, а легкая пыль на его сапогах указывала, что он в этот день ездил верхом."

Вообще для кардинала или иного церковного иерарха это довольно юный возраст.


Из записок 16-ти летнего Пушкина: "В комнату вошел старик лет 30-ти". Это был Карамзин.

Карамзин родился в 1766 году, а Пушкин - в 1799. Т.е., когда Карамзину было 30 лет, Пушкина не было ещё не было на свете. Когда Пушкину было 16 лет, Карамзину было 48-49 лет. И он вполне мог показаться стариком для шестнадцатилетнего подростка.