Найти тему
1000 новостей

Палачи советского искусства (часть 2)

Оглавление

Увы, не всегда творческим людям удается спокойно реализовывать свой талант в родной стране. Руководство, официальные контролирующие органы или даже отдельные влиятельные функционеры зачастую имели возможность прекратить карьеру любого представителя искусства буквально в одночасье.

В первой части мы уже рассказали о трех влиятельных функционерах от культуры, которые вершили судьбы литераторов, художников и музыкантов. Кто еще мешал советским деятелям искусства самовыражаться, читайте далее во второй части статьи.

Андрей Жданов

Андрей Александрович Жданов известен, прежде всего, как лидер блокадного Ленинграда и возможный преемник Сталина.

После Великой Отечественной войны Жданов стал главным партийным идеологом в области литературы и философии. На этом поприще он запомнился как организатор масштабных гонений на выдающихся литераторов Михаила Зощенко и Анну Ахматову.

Зощенко было запрещено печатать, а журнал, с которым он сотрудничал, и вовсе был ликвидирован. Писатель остался без средств к существованию и в довершение всего был окрещен "подонком литературы".

Что касается Ахматовой, то ее Жданов назвал "блудницей с мелкой и подлой душонкой". Ее стихи оказались запрещенными, а сама поэтесса бедствовала и была в советской литературе "персоной нон-грата".

Тихон Хренников

Песенник и председатель правления союзов композиторов СССР способствовал тому, что целый ряд советских музыкантов массово эмигрировали за границу.

Имея большое влияние в музыкальной среде, Хренников фактически мог лично решать, что должны слушать советские граждане. Соответственно, музыка, которую композитор считал неподобающей или идеологически вредной, попадала под запрет.

При этом Хренников умудрился распространить свое влияние даже на страны соцлагеря. Так, в результате его вмешательства в Венгрии запрещенным оказалось творчество Белы Бартока, Игоря Стравинского и, что уж совсем неожиданно, французские импрессионисты.

Венцом карьеры Тихона Хренникова стали гонения на группу из семи советских композиторов. Поводом для нападок стало включение музыки этих композиторов в программы музыкальных фестивалей в Кельне и Венеции.

Их сочинения были резко отрицательно охарактеризованы Хренниковым, а имена самих музыкантов составили "черный список", чья музыка запрещалась к воспроизведению на радио, ТВ и в концертных организациях.

Более того, большая часть "хренниковской семерки", не найдя себе места на родине, при первой же возможности эмигрировала.

К слову, ранее Хренников способствовал бойкотированию творчества Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича и Николая Мясковского.

Всеволод Кочетов

-4

Одиозный советский литератор, не отличавшийся особым писательским талантом, сумел проявить себя в другой сфере. Кочетов изобретательно создавал одну за другой кляузы против своих коллег по писательскому цеху.

Это помогло ему впоследствии занять административную должность в писательской ассоциации. Уже в таком качестве он продолжил активную борьбу как со сторонниками "оттепели" в искусстве, так и с "почвенниками". Доставалось от него даже руководству компартии, которое он обвинял в недостаточно жесткой политике по отношению к советским писателям.

ЦК поддерживал Кочетова, считая его "полезным мерзавцем". А потому те, кто оказывался жертвой его "творческих доносов", обычно ощущали на себе давление со стороны власти и не имели возможности полноценно реализовать себя в литературе.

Среди тех, кому досталось от Всеволода Кочетова, оказались Александр Твардовский, Вера Панова и Владимир Дудинцев.

***

Предлагаем также почитать первую часть статьи по ссылке.

Друзья, поддержите нас лайком, если понравилась статья! Спасибо!

Если вы еще не с нами, подписывайтесь на Канал "1000 новостей" прямо сейчас, чтобы каждый день узнавать только самое новое и самое интересное из мира знаменитостей!
Вас уже более 2000 тысяч! Спасибо за доверие!!!
-5