Найти тему
Квартирка в СССР

Рок-музыка в СССР. 70-80е

Оглавление

«Новый поворот»

В 1976 году в Таллине был проведен один из первых знаковых рок-фестивалей страны, главными участниками которой стали группы «Машина времени» и «Аквариум». Их лидеры с того момента стали закадычными друзьями. Именно тогда рок-группы получают возможности для реализации. Появляется фильм «Шесть писем о бите», где основным персонажем была группа «Машина времени». В фильме Георгия Данелия «Афоня» звучит их песня «Ты или я». Однако всего этого было мало. Власти тогда работали по принципу «Что не разрешено, то и запрещено», и Центральное телевидение и радио, а также монополист звукозаписи, фирма «Мелодия», требовали у самодеятельных групп следовать принципам типичных ВИА.

Машина времени. Фото https://svopi.ru/
Машина времени. Фото https://svopi.ru/

Перед Олимпиадой-80 нужно было сделать видимость для мировой общественности некой разрешенности. На волнах «Московского радио» стали больше крутить русскоязычный рок, в официальных хит-парадах можно было увидеть названия «Машина времени» и «Воскресение», появились рок-журналисты, имевшие возможность печататься в официальных изданиях: Артем Троицкий и Александр Липницкий. Более того, «Машина времени» стала членом «Росконцерта» и, тем самым, получила свой официальный статус и возможность выступать на стадионах. Кульминацией процесса стал «Первый всесоюзный рок-фестиваль» в Тбилиси, на котором лауреатами стали «Машина времени», «Удачное приобретение», «Автограф» и «Интеграл».

Скандальную скандал случился с группой «Аквариум». Они исполнили песни в стиле электро рока. После фестиваля Бориса Гребенщикова выгнали из комсомола и с работы в институте. БГ не унывал, и решил со своей командой переключиться на студийную деятельность. Звукоинженер фирмы «Мелодия» Андрей Тропилло соорудил из списанной «мелодийной» аппаратуры в Доме Юного Техника студию и первым из клиентов стал «Аквариум». Результатом совместной работы явился «Синий альбом», выполненный в акустическом ключе с явным преобладанием регги. Те же «Машина времени» и «Воскресение» записывались в студии ГИТИСа на ленту. Это помогла им выпустить свои песни в массы. «Аквариум» одним из первых позаботился о том, чтоб у альбома были четкая концепция и постоянное оформление. Поэтому, «Синий альбом» обычно характеризуют, как первый настоящий рок-альбом в СССР. Тогда же, друг и соратник БГ Михаил Науменко по прозвищу Майк, записывает в студии Большого театра кукол альбом «Сладкая N и другие». В нем совмещается англо-американское звучание с советской бытовой тематикой. Для усиления эффекта Майк собирает группу «Зоопарк».

«Ещё не всё разрешено»

Популярность «Машины времени», «Аквариума», «Воскресения» усиливалась. Группы впервые засветились на Центральном телевидении в 1982 году, в молодежной передаче «Веселые ребята», которая быстро стала популярной благодаря искромётному юмору и новаторским видеоклипам. «Машина времени» появляется в фильме «Душа», а «Аквариум» в фильме «Иванов». Но стоит отметить, что «Иванов» являлся короткометражной работой студентов ВГИКа, и поэтому в широком прокате не был, и группа без суеты появляется во всей красе со своими песням, а в «Душе» производства киностудии «Мосфильм» участники «Машины» были отодвинута на задний план, а их песни исполняли София Ротару и Михаил Боярский. Более того, в «Весёлые ребятах» песни слегка были подкорректированы в угоду цензуре, а участников групп снимали без крупных планов.

На видео полная версия фильма "Иванов" 1982 года. Длительность 17 минут.👇

В том же 1982 году в газете «Комсомольская правда» появилась статья «Рагу из синей птицы», в которой нелицеприятной критике подверглась группа Андрея Макаревича. Предполагалось, что народ отвернется от них, однако получился обратный эффект: в редакцию приходили мешки возмущенных писем, и группе разрешили снова гастролировать, правда, несколько лет не выступая в Москве.

На любое действие было своё противодействие. Запретили концерты -появились квартирники. В 1981 году был образован Ленинградский рок-клуб, который, самодостаточные музыканты, некогда раскинутые по всему городу, стали считать неким островком свободы.

Для активизации рок-групп Андрей Тропилло наперебой записывает ленинградские команды. Помимо «Аквариума» и «Зоопарка», особой чести удостаиваются «Кино» и «Странные игры». Первая команда делала акцент на мелодичное звучание и молодёжную, почти подростковую тематику, делая её даже чересчур понятной. Вторая же команда была интересна забойными композициями на стихи французских поэтов с использованием духовой секции.

Группа "Кино"  Фото https://fishki.net/
Группа "Кино" Фото https://fishki.net/

В 1984 году ситуация ухудшилась. Появились официальные запретные списки, была со скандалом закрыта программа «Весёлые ребята», а участниками рок-процесса еще больше заинтересовалось КГБ, как это было с лидером популярной уфимской группы «ДДТ» Юрием Шевчуком, который был вынужден под давление органов госбезопасности покинуть родной город. Пиком преследований стало лишение свободы лидера «Воскресения» Алексея Романова и вокалистки группы «Браво» Жанны Агузаровой, которые были заключены за незаконную предпринимательскую деятельность и подделку паспорта соответственно.
Но не всё было так плохо, как казалось. На Ленинградском телевидении изредка можно было увидеть рокеров, особенно в рублике «Музыкальный ринг» программы «Горизонт». К тому же, возрастает число «безобидных» групп, такие как ленинградская группа «Секрет», в чьём творчестве преобладает сугубо битловская эстетика, и всё те же московские стиляги из группы «Браво».