Серия размышлений подготовлена колледжем «Наследие».
Поразмышляем над последними двумя рождественскими паремиями. Это два пророчества Исаии о рождении чудесного Младенца Господа Иисуса Христа.
Нам бы очень хотелось, чтобы вы дочитали это длинное письмо до конца. Именно в конце письма мы позволили сказать несколько слов от себя о том, как мы бы желали вам встречать Рождество.
8-я паремия – о рождении Сына Божия от Девы (Ис. 7:10-16, 8:1-4, 8-10).
Знамение спасения
Итак, представим себе 734 год до Рождества Христова. Южное царство, маленькая Иудея (как вы помните, после Соломона царство распалось на две части), находится в сложном положении.
Сирийцы и израильтяне (Север), коалицию которых поддерживает Египет, добиваются присоединения к ним Иудеи – для совместного противостояния Ассирии. Ахаза, царя иудейского, не сочувствующего их замыслам, собираются сместить и поставить на его место некоего «сына Тавеилова». Иерусалим готовится к осаде. В это время Господь посылает Своего пророка Исаию к царю Ахазу со словами ободрения и надежды.
Бог через Исайю говорит царю: Не бойся и не унывай! Хоть Сирия и Израильтяне и выступили против тебя, у них ничего не получится. Скоро эти страны просто прекратят свое существование. Ахаз должен полагаться не на силу оружия, союзников, крепкие стены, а на помощь Божию. Господь дарует спасение верным Ему.
10 И продолжал Господь говорить к Ахазу, и сказал:
11 проси себе знамения у Господа Бога твоего: проси или в глубине, или на высоте.
12 И сказал Ахаз: не буду просить и не буду искушать Господа.
Господь предлагает сотворить знамение – на небе вверху (например, град или радугу), или внизу (предположим, небольшое землетрясение). С первого взгляда Ахаз выглядит очень даже симпатично: он не хочет «просить и искушать Господа». Но что стоит за этими словами? Фактически, он просто отмахивается от слов Исайи: «Я Бога, конечно, уважаю, но что мне до того, что будет через целых шестьдесят пять лет, я до этого не доживу! Мне сегодня царство отстоять нужно! Без знамений обойдусь». Это не скромность и не смирение. Это неверие. В важных делах необходимо просить и добиваться ясности от Господа, тем более, если нас к этому поощряют духовные наставники, божьи люди. Конечно, есть и прямо противоположные ситуации, когда человек по прихоти ищет чудес или прямо искушает Господа (Мк. 8:11).
Есть ли в вашей жизни ситуация, о которой вы стесняетесь просить у Господа? Почему?
Приносите ли Ему свои самые сокровенные нужды, говорите ли о проблемах?
13 Тогда сказал Исаия: слушайте же, дом Давидов! разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего?
Обращаясь ко всем иудеям, Исаия укоряет их в том, что они препятствуют не только его проповеди, но действию Самого Бога, прямо противясь Его воле. Хочет ли народ иудейский или нет, но Бог Сам дает дому Давидову знамение:
14 Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил.
15 Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе;
16 ибо прежде нежели этот Младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ее.
В историческом (буквальном) смысле, как это услышал Ахаз, пророчество означает следующее: за срок, пока будет зачато, родится и придет в разум, то есть станет различать добро и зло, дитя, враги дома Давидова будут сокрушены. Действительно, совсем скоро в 732 году до Р. Хр. ассирийский царь Тиглат-Палассар разбил союзников, разрушил Дамаск и предал смерти царя Сирии. Пророчество Исайи исполнилось.
Вдали, за горизонтом
Но, как это не раз случалось с пророками, Исайя как будто заглянул дальше своего времени, прозревая отдаленное будущее. В ожидаемом Младенце он видит Мессию. На это указывают две детали его пророчества.
Во-первых, еврейский текст говорит о молодой, возможно, незамужней женщине (алма). За несколько веков до Рождества при переводе Библии на греческий язык переводчики передали это по-гречески как «дева» (парфенос). И этот смелый неточный перевод не случаен, а промыслителен, - хотя мысль о сверхъестественном рождении Мессии от девы и не была осмыслена до Евангелий.
Вторая деталь – странное имя ребенка, Еммануил, которое буквально означает «С нами Бог». Имя Еммануил может, конечно, означать, что Бог будет со Своим народом и не предаст его врагам, как это, вероятно, поняли современники Исайи. Но в буквальном смысле это имя становится понятным в свете Рождества, когда Сам Бог нисходит на землю и становится одним из нас, проживает жизнь подобно каждому из людей.Бог уже не просто духовно присутствует: к Нему можно прикоснуться, Его можно увидеть, обнять, с Ним можно говорить лицом к лицу. Впрочем, от Него можно и отвернуться, заткнуть уши, поиздеваться… Невероятный риск, величайшее доверие – присутствие Живого Бога сред людей – было предсказано Исайей за семь веков до описываемых событий.
Может возникнуть вопрос, почему Иисуса в таком случае не назвали Еммануилом. Что ж, это тоже одно из Его имен. Но Он Сам захотел быть названным Иисус, или по-еврейски «Иешуа», что означает «Бог – помощь», или «Бог – спасение».
1 И сказал мне Господь: возьми себе большой свиток и начертай на нем человеческим письмом: Магер-шелал-хаш-баз (Спешит грабеж, ускоряет добыча).
Такими словами обменивались в ходе битвы воины, одерживая победу над врагами, в предвкушении близкого грабежа.
2 И я взял себе верных свидетелей: Урию священника и Захарию, сына Варахиина, –
3 и приступил я к пророчице, и она зачала и родила сына. И сказал мне Господь: нареки ему имя: Магер-шелал-хаш-баз,
4 ибо прежде нежели дитя будет уметь выговорить: отец мой, мать моя, – богатства Дамаска и добычи Самарийские понесут перед царем Ассирийским.
8 И пойдет по Иудее, наводнит ее и высоко поднимется – дойдет до шеи; и распростертие крыльев ее будет во всю широту земли Твоей, Еммануил!
Надпись на свитке можно понять так: царства, грозящие Иудее, будут разграблены и станут добычей Ассирии. Пророк взял как свидетелей двух человек: священника Урию и левита Захарию, которые пользовались у всех авторитетом. Слово, написанное на свитке, стало именем сына пророка, родившегося в это время. Пророчество должно было исполниться еще до того, как его сын научится говорить «мама». Об исполнении пророчества говорит 4 книга Царств (16:7-9) и 2 книга Паралипоменон (28:16).
В аллегорическом смысле, надвигающийся противник — главный враг всех людей, смерть. И Бог приходит в этот мир для того, чтобы этого врага победить.
9 Враждуйте, народы, но трепещите, и внимайте, все отдаленные земли! Вооружайтесь, но трепещите; вооружайтесь, но трепещите!
10 Замышляйте замыслы, но они рушатся; говорите слово, но оно не состоится: ибо с нами Бог!
С нами Бог! Эти слова звучат как гимн, который особенно близок тем, кто надеется на помощь Божию. Народу Божьему не страшны языческие народы, не страшны те, кто избрал правду этого падшего мира, кто борется с христианством, потому что оно им кажется ненужным, невыгодным, враждебным. Они ничего не смогут сделать с Церковью, потому что с нами Бог. И это многократно повторяется в Писании. «Создам Церковь Мою и врата Ада не одолеют ее», — говорит Христос (Мф. 16:18). «Если Бог за нас, кто против нас?» — вторит Ему апостол Павел (Рим. 8:31).
Бог победит и побеждает, потому что Он — Царь мира. И есть те, кто согласился с этим и ответил на Его призыв. Праздник Рождества Христова — это радость, ликование нового народа Божьего — Церкви, которая теперь не может молчать и вопреки всему говорит: «С нами Бог».
Имена Божии
Сказав о победе над врагами, Исаия прославляет виновника этой победы – новорожденного Емманула. Пророк как бы смотрит через даль веков в Вифлеемские ясли и радуется, что Сын Божий стал Сыном Человеческим.
В 7-ой паремии мы слышим, каким будет Мессия, Младенец, родившийся от Девы (Ис. 9:6-7). Через пророка Исаию Бог открывает нам Свои имена.
6 Ибо Младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах (плечах) Его,
Младенец назван в пророчестве Сыном. Он – Сын Божий и Сын Давидов. Говоря о владычестве на плечах Его, пророк иносказательно выражает мысль о царском достоинстве Мессии. Отцы Церкви видят здесь и образ понесенного бремени наших грехов, крестных страданий Спасителя.
… и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира.
В церковнославянском и греческом первое имя Младенца — «великаго совета Ангел», т.е. Ангел Предвечного Совета Святой Троицы, изображенный на иконе преподобного Андрея Рублева. Также «ангел» переводится как «вестник». Воплотившийся Господь – вестник спасения, любви Отчей к роду человеческому.
Но посмотрим, как лучше понять удивительные имена Божии, которые передает нам древнееврейский текст:
Чудный советник. Его мудрость будет удивительной, и народ будет слушать Его с радостью.
Бог крепкий. Исайя приписывает Младенцу божественное происхождение. Против Его мощи не устоит ни одна земная сила, и Он будет источником силы, уверенности, крепости для всех верующих в Него.
Отец вечности. В послании к Евреям (1:2) про Иисуса говорится, что через Него сотворено само время. Прошлое, настоящее и будущее – все в Его руке. В этом имени повторяется обетование, данное Давиду, о непоколебимости и вечности царства его потомка.
Князь мира. С Ним на землю придет мир, и Он может дать мир тем, кто его ищет. Мессия – истинный князь мира, Который изгонит «князя мира сего», то есть дьявола.
Что эти имена Божии означают для вас? Верите ли вы в то, что Бог именно таков?
7 Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это.
Действительно, прошло уже две тысячи лет, а Царство Божие в сердцах людей, принесенное Господом Иисусом Христом, продолжает расширяться. В него должны войти все народы и признать над собой власть Христа. В Царстве Его будет правда и мир. Оно окончательно станет для всех явным и очевидным в Его втором и славном Пришествии. Так пророчество Исайи обретет свой третий и последний горизонт.
А что это за "ревность Господа Саваофа"? Ведь и во второй заповеди Господь называет себя «Богом ревнителем». Мы привыкли воспринимать ревность в бытовом смысле, между женой и мужем. Но библейская «ревность» — это очень сильное религиозное чувство, которое «поедает» человека или Бога при виде недолжного отношения к Богу, Его заповедям и Его народу.
Мы говорим «ревность об Отечестве», когда видим, как оно страдает, в каком уничиженном положении оно находится, и наша ревность — это желание сделать все ради того, чтобы наше Отечество процветало. С таким же чувством и Бог хочет спасения человека. Он не посторонний наблюдатель, а заботливый, и потому ревностный Отец. В праздник Рождества Христова Церковь празднует исполнение этих пророчеств о победе Бога силой Христа, пришедшего в мир всех спасти.
И о главном. Есть ли место для Бога в нашей жизни?
Итак, мы вступаем в преддверие Рождества Христова. Ждем, когда зажжется рождественская звезда, и мы увидим и Богомладенца, и пещеру, и пастухов, и волхвов, и все то, что окружает этот великий, дивный и радостный праздник.
Но сейчас еще Иосиф и Мария идут по дороге к Вифлеему. Матерь Божия с бременем устала от долгого пути и ждет, когда же, наконец, Она окажется в городе своего праотца Давида, Вифлееме. Приближается час рождения в мир ее Сына, Спасителя всего человечества. И вот поздно вечером они с Иосифом входят в город. Но ни в одной гостинице нет места для Матери Спасителя мира. И тогда Иосиф, усталый и огорченный, стучится в дома, и никто ему не открывает, все двери заперты. Люди спят.
«Так встречает мир своего Избавителя и Искупителя. Он стучится в виде двух утомленных путников, а мир закрывает свои двери и окна. И только в хлеву для скота, куда пастухи всегда в ненастье загоняли своих овец, нашел пристанище Господь наш Иисус и Его Матерь Мария… Нам горько смотреть на это зрелище, на тихий, робкий стук, на просьбы Иосифа и скорбное молчание Матери Божией. И отказ, отказ, еще раз отказ» (прот. Александр Мень).
А как мы Его встретим? Сумеем ли мы принять идущего к нам Господа?
Есть замечательное стихотворение из кельтской традиции, традиции святого Патрика, которое приходит на память:
I saw a stranger today.
I put food for him in the eating-place
And drink in the drinking-place
And music in the listening-place.
In the Holy name of the Trinity
He blessed myself and my family.
And the lark said in her warble
Often, often, often
Goes Christ in the stranger's guise.
Сегодня я увидел незнакомца.
Я приготовил ему есть и пить,
И для него играла музыка.
Во имя Святой Троицы
Незнакомец благословил меня и мою семью.
И я услышал песню жаворонка:
Часто, часто, часто
В виде странника приходит Христос.
Он приходит к нам стучится в каждое сердце: стучится во время молитвы, стучится, когда рядом с нами оказывается человек, нуждающийся в сочувствии, поддержке и помощи, стучится скорбями и ситуациями мучительного выбора. И когда мы ошибаемся, когда нам становится горько, Он тоже стучится к нам в сердце, чтобы пробудить в нем покаяние.
Не пропустите встречу с Ним. Только Он является нашим Спасителем, только Он может приобщить нас к Царству Небесному, дать нам полное и настоящее счастье.
Над миром зажигается Его звезда, и мы должны угадать ее среди множества звезд, и идти к Нему.
С Рождеством Господа нашего Иисуса Христа!
Дева днесь Пресущественнаго раждает,
и земля вертеп Неприступному приносит;
Ангели с пастырьми славословят,
волсви же со звездою путешествуют,
нас бо ради родися Отроча младо,
превечный Бог.
Всего доброго Вам, мира и радости свыше!
Екатерина и Дарья Смирновы, Владимир Стрелов