Найти в Дзене

Чемпионский самолет Шакила O'Нила стал воздушной тюрьмой

Да, представьте себе, и такое бывает в гражданской авиации. Сегодня у тебя VIP-салон с креслами из кожи мадагаскарской чучундры, а завтра приходится ставить решетки на иллюминаторы.

Шакил - пассажир № 34.
Шакил - пассажир № 34.

Авиакомпания MGM Grand Air появилась в США в 1987 году. Есть что-то знакомое в изначальном названии авиакомпании, да? Буквы MGM напоминают нам о... Правильно. О кинокомпании с рычащим львом.

К этой заставке американцы привыкали с 1924 года.
К этой заставке американцы привыкали с 1924 года.

На хвосте самолетов тоже рисовали этого льва, а кинокомпания активно предоставляла звездных актеров для рекламы и продвижения бренда. Однако пробиться в десятку ведущих авиаперевозчиков США не удалось. Восемь лет барахталась в районе плинтуса. Пытались вклиниться в бизнес-авиацию, потом попробовали себя в пассажирских перевозках. Но все тщетно.

Но любовь к киношному льву не сделала авиакомпанию популярной.
Но любовь к киношному льву не сделала авиакомпанию популярной.

К началу 1995 года у авиакомпании накопилась куча долгов. Чтобы хоть как-то свести концы с концами, MGM Grand Air начала летать из одного американского захолустья в другое. Туда, куда никто больше не хотел возить пассажиров. Но это оказалось крайне невыгодным делом, ведь самолеты Boeing-727 изначально затачивались под обслуживание VIP-клиентов, посадочных мест в них в три раза меньше. А простые американцы - редкостное жмотье. Не хотят платить больше денег, несмотря на комфортные диваны и огромные расстояния между креслами.

Даже инструкция по безопасности показывает, каких пассажиров хотела заполучить авиакомпания: никаких женщин с детьми, только солидные мужчины при галстуках.
Даже инструкция по безопасности показывает, каких пассажиров хотела заполучить авиакомпания: никаких женщин с детьми, только солидные мужчины при галстуках.

И тут в голову менеджеров компании пришла гениальная идея. Кто больше всего мучается в самолетах? Люди высокого роста. Для них как раз важнее всего - расстояние между креслами, чтобы можно было разместить свои длинные ноги с комфортом. А где больше найти самых высоких людей Америки? Конечно же в Национальной баскетбольной ассоциации. В том же году авиаторы заключили весьма выгодный контракт на перевозку 12 команд и сменили название на Champion Air. А инструкции по безопасности украсил логотип NBA.

В последующие десятилетия все самые известные баскетболисты летали только на этих бортах. В 1998 году самолет опробовали легендарные чемпионы Майкл Джордан, Скотти Пиппен и Дэннис Родман из "Чикаго Буллз". А потом главным пассажиром стал Шакил О'Нил из "Лос-Анджелес Лейкерс": под ним трижды ломались кресла во время полетов. Еще бы, такой мастодонт - рост 216 см, вес под полтора центнера. Тренер шутил, что это примета на удачу, однако сразу же сажал игрока на диету.

Это просто фантастика!
Это просто фантастика!

Позднее Champion Air заключали контракты на перевозку бейсбольных команд, а также их болельщиков. Бейсболисты ведь в США играют почти каждый день. Чартерных рейсов нужно много, это очень выгодно для любой авиакомпании. Но владельцам показалось мало и они договорились с Министерством юстиции США, что будут предоставлять самолеты для транспортировки заключенных (в том числе и Шакиловский). Обычно их на автобусах по стране гоняют, но если надо особо-опасных и в отдаленные тюрьмы - тогда фрахтуют отдельный борт. Помните фильм "Воздушная тюрьма"? Там, правда, не 727 снимали, а Fairchild C-123, но не суть. Спустя пару месяцев крутые клиенты начали отказываться от услуг Champion Air - кому охота в "зэковозке" летать. А контракт с Минюстом не разорвешь: государство обидится, лицензию отзовет. Так и угас Champion Air, хотя проект изначально был хороший.

С-123 из фильма "Воздушная тюрьма".
С-123 из фильма "Воздушная тюрьма".

Инструкция с сине-бело-красным баскетболистом одна из самых любимых (еще бы, такой сюжет с ней связан), а появилась она в моей коллекции неожиданно. Однажды занесло меня в музей бейсбола в Миннеаполисе (сам удивлен, никогда американской лаптой не интересовался). И один из хранителей музей, узнав, что я собираю авиационные инструкции, подарил карточку с логотипом NBA. И добавил: "Для нас эта штука не особенно ценна, ведь баскетбол - это ерунда. То ли дело бейсбольная лига!" Это как если бы я попросил у гвардейцев кардинала подарить мне мушкетерский плащ, случайно оказавшийся под рукой.

Такие дела.

Что хотелось бы сказать напоследок... Играйте в баскетбол, летайте самолетами безопасных авиакомпаний, подписывайтесь на канал и не заключайте никаких договоров с Минюстом!