Не поленитесь, дорогие друзья и прочитайте полностью идущий ниже небольшой стихотворный отрывок:
Там, где травы были густы,
Растоптал Токтамыш цветы,
Вторгся в страну, ему вослед,
Князь-урус, рыжий, как лис,
С бородою обросшим ртом.
Разорил он, разграбил наш дом,
Наш священный город Булгар,
И ему подчиненный Сивар,
И высоковратный Казан,
Джуке-Тау над гладью речной
И Сабы в глубине лесной,
И земель Ашлы закрома,-
Он спалил, сломал все дома.
Отбирал он кожу, сафьян,
Загребал лопатами хан
Множество монет золотых.
Разгромил во владеньях моих
Он четырнадцать городов,
Превратил их в пепел и дым.
Как же после беды такой
Мне, Будай-бию, не стать седым?"
Выше приведены не просто красивые стихи. Это фрагмент татарского эпоса «Идегэй» рассказывающий о вторжении в 1395 году князя Юрия Звенигородского в так называемую «Золотую Орду».
Поход юного сына Дмитрия Донского стал для великой Орды настолько катастрофичен, что не просто перевернул страницу истории в отношениях двух государств — но и навеки впечатался в народную память, став частью древнего фольклора. Этот поход поставил жирный крест на существовании ордынской державы, а ее правитель, царь Тохтамыш, отправился в изгнание, спрятавшись от гнева своих врагов за стенами литовских замков, под покровительством князя Витовта.
Добытая в схватке с Ордой победа принесла двадцатилетнему князю Юрию Дмитриевичу невероятную славу и огромные богатства, благодаря которым он возвысил могущество своего княжества вровень с московским и отстроил свою столицу — город Галич -- до размеров Великого Новгорода, лишь немногим уступающего самой Москве. Сиречь: к началу XV века и Галич, и Великий Новгород имели равную площадь, по 12 крепостных башен и по трое ворот. Московский же кремль — это 19 башен (Кутафья башня находится за его пределами) и четверо ворот.
Сейчас вы наверняка воскликните:
— Как же так?! Но ведь в 1395 году Тохтамыша разгромил Тамерлан!
И это есть святая истинная правда. В битве на Тереке миллионная (не станем спорить с энциклопедией) армия двух правителей сошлась в жестокой и кровавой сече сече, из которой Тамерлану удалось выйти победителем, а Тохтамышу — спасибо, что живым.
На сегодня мы сейчас не знаем — действовал князь Юрий Дмитриевич Звенигородский, Галичский, Рузский и Вятский по договоренности с «железным хромцом», или просто так сложилось — никаких документов или даже слухов той поры не уцелело.
Однако вот какой вырисовывается перед нами интересный факт. Нашествие на Орду полумиллионной армии Тамерлана местные жители отчего-то практически не заметили.
Подумаешь, пустяки — армия размером с население средней тогдашней страны! Что она сможет награбить, как надругаться или разорить? Мелочь, дело житейское.
Но вот набег пятитысячной дружины князя Юрия Звенигородского произвел на татар настолько ужасающее впечатление, что ордынцы даже сложили целый плач по этому печальному поводу!
После разгрома Орды князь Юрий не возгордился, не попытался прибрать себе побольше власти — он честно и праведно служил своему блеклому брату Василию Дмитриевичу, не оставившему по себе никакой памяти и не свершившему никаких деяний и раз за разом приносил ему все новые и новые победы: Нижний Новгород, Новгород, разгром ордынского царевича Куидадата...
Это я не извращаюсь над татарскими властителями, это так в летописях написано: «Они же, шедше со князем Юрьем, царя Куидадата били, и силу его присекли...» (Полное собрание русских летописей, том 27 стр. 100).
Хотя, надо признать, в других исторических источниках имя разгромленного татарского хана выглядит еще более... экстравагантно...
В общем, ни одной битвы в своей жизни князь Юрий Дмитриевич не проиграл. И в памяти народной остался, как образец чести и достоинства. Им восхитился даже побежденный Нижний Новгород, ибо покорив сей город, Юрий Звенигородский «не сътвори зла ничтоже»...
Но при всем том, как ни странно, имя лучшего полководца древности историки старательно обходят своим вниманием. Его величайшей победы нет в учебниках, она не упоминается в СМИ, о ней не говорят популяризаторах в своих передачах.
Так в чем же дело? В чем причина запрета на этого полководца и его подвиги?
— Ответ привычен: решительные победы князя Юрия Дмитриевича буквально вдребезги разбивают популярный желтушный миф о «300-летнем монголо-татарском Иге». Ибо предположение о том, что победитель Орды уже через несколько лет поедет в Орду просить ярлыки на свои собственные города — звучит примерно так же, как предположение о том, что Сталин в 1950 году станет просить у покойного Гитлера разрешение назначить секретаря обкома в город-герой Сталинград.
Подобной шизофрении не выдержат даже российские учебники — и дабы не смущать неокрепшие умы, реальные русские победы и победители из российской истории в большинстве старательно вычеркнуты и категорически запрещены к обнародованию.
А вот желтушные мифы неясного происхождения — оставлены, и обязательны всем школьникам для запоминания.