Во многих странах мира считают, что телефоны не обучают, а только отвлекают. Но вместо того, чтобы заниматься внедрением альтернатив гаджетам, власти выбирают самый простой способ уменьшить зависимость несовершеннолетних от телефонов. Это всяческие запреты. Например, во французских школах уже действует запрет на использование мобильных телефонов. Это было одним из предвыборных обещаний президента Макрона. В ряде других стран Европы и в США аналогичные меры принимаются на уровне школ. Использование мобильных приложений в школах недавно запретило и Министерство образования Китая. Даже в Молдове уже есть одно учебное заведение, которое ввело запрет на телефоны. Это кишиневский лицей «Михай Витязул», учащиеся которого должны оставлять смартфоны в специально оборудованных местах в школьных коридорах перед тем, как зайти в класс.
Выходит все по примитивному принципу: «Ухо болит? Так отрезать его – и все дела?». А что, если вместо запретов подумать над тем, почему дети вместо учебы отвлекаются на смартфоны? Отвлекаться - это, вообще, нормально. Особенно, если на уроке неинтересно и скучно. Если ни у кого из одноклассников нет ярких волос или смешной футболки, чтобы поглазеть, то можно отвлечься и на птичку за окном, если на уроке идет откровенный «тухляк».
В любой политике запрета должен быть здравый смысл. Дети готовы переключиться с экранов, если у них будет интересная альтернатива. Просто надо применять в школах те технологии, от которых дети будут получать удовольствие. Уроки можно и нужно делать занимательными и веселыми, а не сводить все к зазубриванию скучных учебников. В качестве альтернативы можно предложить следующее:
Внедрение принципов STEM-образования
STEM-образование поможет разобраться в премудростях физики, математики, информатики и электроники. На подобных уроках дети не пассивно сидят за партами или, скучая, лазят в своих смартфонах, а работают через эксперименты и проектную деятельность - строят катапульты, мастерят автомобили и корабли, создают протезы, проектируют обувь, изучают тайны землетрясений и др. Самое интересное, что потом дети тестируют свои «приборы», проверяя их на соответствие научным принципам.
Геймификация (игрофикация) учебного процесса
Следует активней включать подходы, характерные для компьютерных игр, в учебную программу. Дело в том, что геймификация имеет большой потенциал в сфере образования. Этот прием может повысить вовлеченность учеников в предмет и сделать обучение более запоминающимся, нежели просто пассивное прослушивание.
Использование технологий VR и AR
Перспективным является внедрение технологий виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальности на уроках. Здесь они способны превратиться в отличный инструмент получения новых знаний. Например, с помощью виртуальной реальности можно проводить увлекательные экскурсии, не выходя из школьного класса.
Вы не можете просто сказать «нет» гаджетам. Это невозможно. Запретный плод только покажется более сладким. Лучше вовлечь эти же технологии в процесс обучения, сделать их помощниками в познании окружающей среды и в учебном процессе. В сегодняшних условиях цифрового мира делать упор лишь на повторение, запоминание и стандартизированные тесты уже не правильно. Однако для чиновников внедрение новых технологий в обучении - это долго и дорого, поэтому для имитации деятельности намного быстрее ввести запрет.