Найти тему
Секреты Старого Китая

Рассуждения о возможной взаимосвязи ритуальных танцев и формальных упражнений в боевых искуствах. Демоны и небесные девы.

Ритуальный танец "Представление о Чи Ю"
Ритуальный танец "Представление о Чи Ю"

У многих занимающихся китайскими боевыми искусствами, и это активно подогревается китайскими специалистами, существует представление: традиционный ритуальный танец есть прообраз формальных комплексов-таолу. Однако исходя из наших многолетних этнографических исследований, путешествий по китайской глубинке, видно как раз обратное: мастера ушу в наши дни, как и прежде, помогают ставить танцорам ритуальных танцев правильные движения - как их нужно выполнять с точки зрения боевых искусств.

Однако тему эту поднимают неоднократно, поэтому давайте немного осветим её. Считается, что самые древние из известных нам ритуальных танцев сложились еще в эпоху Чжоу. Это было довольно давно, с 1045 до н. э. по 221 до н. э., когда род Цзи удачно сверг правящий дом Шан и установил уже свою, новую династию. И от них до нас дошло много интересного, в том числе и о связи воинского дела и ритуальных танцев.

Структура ритуальных танцев в эпоху Чжоу была следующей:

1) Классический или изысканный (雅舞 yǎwǔ), разделяющийся на две большие категории:

  • гражданский (文舞 wénwǔ);
  • военный (武舞 wǔwǔ или 兵舞 bīngwǔ);

2) Свободный (杂舞 záwǔ).

Некоторые исследователи видят в этом историческом изображении известную технику Старого ушу: подсечка правой ногой-крюком в сочетании с обрушивающимся ударом левым локтем
Некоторые исследователи видят в этом историческом изображении известную технику Старого ушу: подсечка правой ногой-крюком в сочетании с обрушивающимся ударом левым локтем

Опираясь на доциньские источники, мы можем узнать, что военные танцы были нескольких видов, и самые известные воинские танцы были такие:

  • «Рогатый танец»: «Представление о Чи Ю»,
  • Подражающий [битве] танец (舞象 wǔxiàng);
  • Танец большой битвы (大武舞 wǔwǔ)
Изображение мифа о сражении Хуан-ди и Чи Ю
Изображение мифа о сражении Хуан-ди и Чи Ю

Сложно установить непосредственную связь этих ритуальных танцев с тренировками ушу, однако "Рогатый танец" можно встретить до сих пор в деревенской глубинке, особенно в провинциях Хэбей и Шаньдун, где сначала в Чжолу произошло решающее сражение, а потом был захоронен Чи Ю.

-4

Согласно сохранившейся традиции Чи Ю (蚩尤 chīyóu) представляют как некоего демона с телом человека, шестью руками, звериными ногами и крыльями за спиной, медной головой с острым рогом и четырьмя глазами. В качестве пропитания он предпочитал камни, песок и металл. При этом он обладал сверхъестественной силой и умением колдовать, например напускать колдовской туман или перелетать через горы.

Памятник Чи Ю в пров. Шаньдун, где по легенде были захоронены в разных курганах его голова и тело.
Памятник Чи Ю в пров. Шаньдун, где по легенде были захоронены в разных курганах его голова и тело.

Нам интересен тот факт, что демон этот еще отличался и необычайным искусством в изготовлении оружия, в первую очередь из железа. Здесь интересна аналогия с известным всем Прометеем, так как именно от Чи Ю люди получили по легенде знания и навыки для создания орудий и приспособлений из металла. И часто его изображают именно с этими атрибутами.

Изображение Чи Ю с топором и двузубцем, то есть с предметами двойного назначения, которые можно использовать и как оружие, так и для работы.
Изображение Чи Ю с топором и двузубцем, то есть с предметами двойного назначения, которые можно использовать и как оружие, так и для работы.

В рамках же генезиса ушу интересен то явление, которое довольно часто встречается потом в в легендах разных школ - о даровании мастерства или знаний о боевых искусствах. Например, это есть в японских боевых искусствах - в мифах о тенгу (天狗 tiāngǒu, дословно небесная собака). И в этой истории с Чи Ю, легендарный Желтый Император смог победить его лишь благодаря помощи небожительницы Сюань-нюй (玄女 Xuan-nü), вручившей ему аж четыре трактата:

• «Сюань-нюй чжань цзин» - Ратный канон (玄女战经);

• «Сюань-нюй цзин яо фа» - Главные законы (玄女经要法);

• «Хуан-ди вэнь Сюань-нюй бин фа» - Вопросы о законах войны (黄帝问玄女兵法);

• Сюань-нюй фан чжун цзин» - Канон внутренних покоев (玄女房中经).

Повелительница Девятого Неба, одно из высших женских божеств, считавшаяся дочерью небесного влвдыки Тянь-ди и состоящая в свите матушки правительницы Запада Си-ван-му
Повелительница Девятого Неба, одно из высших женских божеств, считавшаяся дочерью небесного влвдыки Тянь-ди и состоящая в свите матушки правительницы Запада Си-ван-му

Здесь важно опять присутствие идеи Инь-Ян, Смерти и Жизни, воинского искусства и искусства внутренних покоев, которые идут вместе, составляя единое целое мировосприятия человека Старого Китая.

Хотя "Рогатый танец" в первую очередь повествует зрителям о победе легендарного Желтого Императора над рогатым демоном Чи Ю, этот танец часто позиционируют как предка борьбы цзюэли (角力 juélì), здесь первый иероглиф одновременно означает рог, а также... состязаться, бороться, мериться силами, второй иероглиф, ли - сила. С династии Цинь она меняет название на цзюэди (角抵 juédǐ), где ди означает бросать, возможно это намекает что и цзюэли тоже вышло из ранее существовавших методов военного воспитания, сведения о которых не дошли до нас.

Изображение и описание цзюэди и цзюэли
Изображение и описание цзюэди и цзюэли

Синонимы же самой борьбы цзюэди - это так же и цзян-у (讲武 jiǎngwù), обучаться военному искусству, и лянцзинцай ( 练精材 liànjīngcái ), тренировать отборные способности. Но также нужно понимать, что они были забавой и предметом любования для зрителей. Важен был аспект красоты и зрелищности, это устраивалось как состязание. И - как развлечение в среде господствующего класса. Однако сейчас этот танец - народная традиция на десятый лунный месяц.

Однако в древних текстах нет единства мнений о связи терминов цзюэди и шоубо (手搏 shǒubó). Например, в исторической хронике китайской династии Хань с 260 года до н. э. по 20 год н. э. , начал её составление китайский историк Бань Бяо, сказано:

Шоубо - это рукопашная схватка, борьба, а цзюэди – это театр, представление.
手搏为卞,角力为戏.

Видный сунский историк Ван Инлинь (王应麟 wáng yìnglín, 1223-1296) в исследовании библиографии времен династии Хань наоборот утверждает, что это одно и тоже.

В целом, большинство сходится в мнении, что шоубо – это искусство убивать голыми руками, а цзюэли и цзюэди – силовая борьба. И в библиографии "Династийных Хроник Хань" есть глава, посвященная шоубо, которое причисляют к бинцзицяо (兵技巧 bīng jìqiǎo), то есть к боевым навыкам.

Что же такое бинцзицяо?

Китайский историк и поэт, создатель жанра династийных хроник, Бань Гу (班固 bān gù, 32-92 г.г.) пишет, что это мастерство, навык, в котором упражняются, тренируя руки и ноги, а также используя разное оружие, чтобы посредством этих упражнений выходить победителем в обороне и наступлении.

То есть в те годы не было сомнений: для чего танец, а для чего - боевая подготовка.

Продолжение следует...

Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки и делайте перепосты - чтобы и другие тоже могли прочитать, а мы и дальше будем радовать вас интересными и полезными статьями!

Дм. Моисеев, Хибины - январь 2019 года