В 1589 году Русская Православная Церковь завершила оформление своей автокефалии и впервые возглавилась Патриархом. Первый патриарх Московский Иов и царь Феодор Иоаннович в 1596 году установили празднование дня Святителей Московских - своеобразный ответ западникам, которые в том же, 1596 году, приняли католическую унию. Святители Московские много потрудились для утверждения Русской Православной Церкви и для укрепления Московского государства. В те далекие времена наша Церковь была очагом, к которому стремилось все истинно русское, где, как в доме матери, стихали распри и ссоры, где, как отцу, подчинялись непокорные, просветленные светом единоверия.
Митрополит Петр
Первым среди митрополитов Киевских в 1325 году перенес митрополичью кафедру в Москву.
До того, как князь Иоанн пригласил святителя в Москву, Митрополит Петр не останавливался подолгу в столицах, а ездил по городам Руси. Москва в начале XIV века и сама была небольшим городом, в котором в то время не было ни одного каменного храма. Юный князь Иоанн – брат правителя Юрия Даниловича, уехавшего на два года в Орду - хотел устроить свое правление во всем согласным с волей Божией. Чтобы иметь наставника и духовного советчика, он пригласил Митрополита Петра в Москву.
Кафедра Русских Митрополитов была в Киеве, поэтому знакомство святителя с князем Иоанном стало судьбоносным и для Москвы, и для всей Русской Земли. Петр пророчески возвестил величие и славу Москве и утвердил престол Первосвятителя Российского. По его завету был воздвигнут новый каменный храм Пресвятой Богородицы в Кремле, который стал действительно сердцем России. Все нити духовной, церковной и государственной жизни потянулись к этим святым мощам, к Кремлю, к Москве. Москве суждено было стать центром объединения Русских земель. Святые мощи первого московского святителя – Митрополита Петра, чудотворца, почивают в алтаре Успенского собора.
Святитель Алексий
Был регентом при малолетнем московском князе Дмитрии Иоанновиче (будущем Дмитрии Донском), ведая не только церковными, но и государственными делами
Святитель Алексий с детства осознал свое предназначение – и в пятнадцать лет решился стать иноком. После 20 лет иноческих подвигов, Алексий стал епископом Владимирским, а по смерти митрополита - его преемником. В то время Русская Церковь раздираема была великими нестроениями и распрями, в частности из-за претензий митрополита Литвы и Волыни Романа.
Несмотря на все смуты, святитель Алексий всячески заботился о своей пастве - ставил епископов, устраивал общежительные монастыри (по образцу Троицкого, основанного Преподобным Сергием), налаживал отношения с ордынскими ханами. Во время своего путешествия в Золотую Орду в 1357, он исцелил слепую Тайдулу - супругу хана. "Прошение и дело превышает меру сил моих, - сказал святой Алексий, - но я верю Тому, Который дал прозреть слепому, - не презрит Он молитвы веры". И действительно, по его молитве, окропленная святой водой, Тайдула исцелилась. Этим он избавил Московское государство от многих напастей.
Сам святитель дожил до глубокой старости – до 78 лет, пробыв на митрополичьей кафедре 24 года. Почил он 12 февраля 1378 года и погребен по завещанию в Чудовом монастыре.
Святитель Иона
Стал первым митрополитом, посвященным русскими архиереями в Москве, а не греческими в Константинополе.
Когда святителя Иону избрали митрополитом, он отправился к Патриарху Иосифу II (1416 - 1439) в Константинополь, чтобы принять поставление на митрополию. Но, оказалось, что незадолго до того коварный болгарин Исидор уже был посвящен на русскую митрополию. Недолго пробыв в Киеве и Москве, Исидор отправился на Флорентийский собор (1438), где принял унию с католиками. Собор русских архиереев и духовенства низложил митрополита Исидора, и тот вынужден был тайно бежать в Рим. На Всероссийскую митрополию единодушно был избран святитель Иона. Таким образом, Русская Церковь освободилась от подчинения Константинопольскому Патриарху и стала автокефальной.
15 декабря 1448 года святитель Иона вступил на Митрополию и с большим старанием стал утверждать благочестие среди паствы, словом и делом укрепляя православную веру в стране. И при своем высоком сане он по-прежнему не оставлял личных монашеских подвигов. За труды на благо Церкви Христовой святитель Иона удостоился от Бога благодатного дара чудотворений и прозорливости. После смерти Святителя стали совершаться многочисленные исцеления. В 1472 году мощи святого митрополита Ионы были обретены нетленными и положены в Успенском соборе Кремля.
Митрополит Филипп
Не признавал жестокую внутреннюю политику царя Иоанна Васильевича Грозного, за что лишился жизни.
Будучи представителем знатного семейства Колычевых, отрок Фёдор с ранних лет испытывал тягость к уединенной жизни. В одеждах простолюдина он ушел из Москвы на Онежское озеро, а оттуда перебрался в Соловецкую обитель, принял постриг под именем Филипп и после 8 лет иночества стал игуменом. При нем монастырь расцвел и стал культурным центром Русского Севера. Помня бывшего боярина еще по детским годам, Иван Грозный пригласил его на митрополичью кафедру в столицу. Филипп долго отказывался, но потом согласился, надеясь усмирить гордыню государя. Однако после очередного спора с царем, он был лишен сана, заточен в монастырь и вскоре убит. Сейчас мощи святителя покоятся в раке в Успенском соборе Кремля.
Патриарх Ермоген
Защитник Православия, строгий подвижник, горячий патриот. Его призывы подняли народные силы в смутное время.
Священномученик Ермоген, второй Патриарх Московский и всея Руси, происходил из донских казаков. Сначала был священником в Казани, вскоре принял монашество и стал архимандритом казанского Спасо-Преображенского монастыря в Казани. В служение Святейшего Патриарха в Казани совершилось явление и обретение чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Обладая незаурядным литературным дарованием, святитель сам составил в 1594 году сказание о явлении чудотворной иконы и совершившихся от нее чудесах. В 1591 году святитель собирал в кафедральный собор новокрещенных татар и в течение нескольких дней наставлял их в вере.
Деятельность Патриарха Ермогена совпала с трудным для Русского государства периодом - нашествием самозванца Лжедимитрия и польского короля Сигизмунда III. Первосвятитель все свои силы посвятил служению Церкви и Отечеству, он противостоя изменникам и врагам Отечества, желавшим ввести в России униатство и католичество и искоренить Православие.
Митрополит Филарет (Дроздов)
Митрополит Московский и Коломенский, церковный ученый, писатель и богослов. Под его руководством был сделан Синодальный перевод Библии.
Став в 29 лет ректором Санкт-Петербургской Духовной академии, свт. Филарет начинает составлять развернутый православный Катехизис, который и по сей день, несмотря на архаичный для нашего времени слог, не превзойден в точности фраз, определений и формулировок. По нему обучаются воспитанники и студенты современных духовных школ.
Самым блестящим периодом в истории Московской епархии считается именно то время, когда ею управлял митрополит Филарет Дроздов. Правящий архиерей Москвы было создал в полном смысле образцовую епархиальную структуру, где сочетание канонических устоев церкви, отвечавшее потребностям именно того исторического времени, сочеталось с христианской любовью к священно-церковнослужителям и прихожанам. Этот исторический пример актуален и злободневен и в день нынешний, когда идет реформирование церковного управления и уклада приходской жизни.
Митрополит Иннокентий (Попов-Вениаминов)
Митрополит Московский и Коломенский, которого стали называть «апостолом Сибири и Америки» за его миссионерскую деятельность. 15 лет провел в Русской Америке, просвещая жителей Камчатки, Алеутских островов, Северной Америки.
Первый миссионер, по указу Синода в 1823 отправившийся с миссией на Аляску на целых десять лет! Он составил первую грамматику языка алеутов, перевел на него Священное Писание. После того, как в 1868 г. святитель был назначен Митрополитом Московским и Всея Руси, он учредил миссионерское общество и превратил Московский Покровский монастырь в миссионерский.