Найти тему
Retail.ru о розничной торговле

Ритейл-2019. Куда ветер дует?

Сервисы для жизни, собственные торговые марки, IT-технологии и онлайн-покупки, государственное регулирование и магазины «у дома». Какие тренды будут определять вектор развития рынка ритейла в 2019 году?

№1. Компания Nielsen заглянула в будущее и посоветовала ритейлу ловить тренд на удобство.

-2

В ближайшем будущем из-за урбанизации, сокращения трудоспособного населения, повышения экономической нагрузки, особенно на женщин, будет расти популярность сервисов, облегчающих жизнь.

Перспективные направления – фастфуд (в том числе точки перекуса в гипермаркетах и супермаркетах), кулинария, доставка еды на дом. Опыт зарубежных рынков показывает, что России есть, куда расти.

Также в мире популярен формат Meal Kit – набор продуктов для приготовления конкретного блюда. В США такие наборы готова заказывать четверть населения страны.

Кроме того, потребители будут интересоваться продуктами с дополнительными качествами (например, полезными или удобно упакованными), все больше покупок будет совершаться онлайн.


Больше подробностей о прогнозах Nielsen – в статье Nielsen: «Тренд на удобство может пересилить экономический кризис».

№2. Собственные торговые марки занимают все больше места на прилавках во всем мире.

-3

В некоторых европейских торговых сетях более 50% товаров представлены под СТМ. Согласно исследованию Nielsen за 2017 год, в американских розничных сетях СТМ продавались в три раза быстрее, чем бренды. В России более половины покупателей регулярно приобретают СТМ.

Активнее всего растут продажи СТМ в категории алкогольных напитков, в детском питании, а также в товарах для животных, замороженной продукции, традиционной молочной продукции, кондитерских изделиях и напитках.

Тренд на здоровый образ жизни подстегнул развитие СТМ в категории продуктов для здорового питания. «ВкусВилл» – лучший пример успеха на волне этого тренда среди российских ритейлеров. С 2015 года количество магазинов сети выросло практически в 10 раз. Сегодня ритейлер управляет почти 600 объектами, а к 2020 году может увеличить их число приблизительно в три раза.

Об основных тенденциях в развитии СТМ и стратегиях их продвижения мы рассказали в статье Четыре тренда СТМ в российском и западном ритейле.

№3. Будущее за IT и онлайн-продажами

-4

В качестве основных инновационных тенденций современного розничного рынка Национальное рейтинговое агентство выделило:
• доставку продуктов питания;
• компьютерное зрение (автоматическое списывание стоимости товара с банковской карты при выходе покупателя из магазина);
• искусственный интеллект (интерактивный помощник на сайте онлайн-магазина, чат-бот).

По данным агентства, в 2017 году 10% затрат крупнейшего российского ритейлера X5 Retail Group пришлись на долю IT.

Infoline-Аналитика прогнозировала в 2018 году взрывной рост онлайн-продаж в продовольственном ритейле. При этом наиболее перспективной категорией для онлайн-продаж, по мнению экспертов Nielsen, является категория детских товаров, ведь посещать традиционные магазины мамам с детьми не всегда удобно. По подсчетам аналитиков, продажи детского питания и средств по уходу за ребенком в первом полугодии 2018 года выросли в офлайн-магазинах на 6% в денежном выражении, тогда как в онлайн-магазинах — на 37%.

В то же время, стоит отметить, что пока только 10% россиян не боятся совершать покупки онлайн (вдвое меньше, чем в Европе). По результатам исследований Gfk, при покупках в Интернете россиян чаще всего не устраивает стоимость доставки, еще 25 % не верят в ее надежность. 38 % считают, что товар, приобретенный в интернете, трудно вернуть. 44 % опасаются за безопасность данных, которые требуется вводить при заказе. Впрочем, таких людей становится все меньше.

О том, какие товары лучше всего продаются онлайн и что еще влияет на выбор покупателей, рассказываем в публикации Как меняется отношение к покупкам онлайн.

Какое значение ритейлеры придают внедрению IT-технологий, можно узнать из материала Российский ритейл считает внедрение IT ключевым драйвером развития.

№4. Усиление госрегулирования

-5

Государство уделяет все больше внимания контролю бизнеса и повышению прозрачности рынка розничной торговли. Внедрение таких государственных информационных систем как ЕГАИС, «Меркурий», онлайн-кассы и маркировка, с одной стороны, позитивно сказывается на развитии отрасли, так как способствует цифровизации и созданию равных конкурентных условий, с другой — создает дополнительную нагрузку на ритейлеров, требует инвестиций в модернизацию оборудования и программного обеспечения.
По мнению экспертов, эти меры, вместе с повышением НДС и другими нововведениями, в краткосрочной перспективе могут негативно отразиться на объемах продаж: ритейлеры будут вынуждены пойти на дополнительные расходы, и это отразиться на ценах.

О том, что необходимо знать ритейлеру , чтобы выполнять требования по передаче информации в государственные информационные системы, мы подробно рассказывали в статье Курс на цифровизацию и контроль бизнеса.

№5. Районные торговые центры отбирают популярность у удаленных гипермаркетов

-6

Появление этой тенденции на московском рынке недвижимости эксперты заметили еще в 2018 году. Увеличение дорожного трафика и пробок, активное развитие мегаполиса и рост плотности населения заставили покупателей обратить внимание на торговые объекты недалеко от дома. Ритейлеры уловили тренд и пошли за своим потребителем.
Районный торговый центр — это помещение с арендной торговой площадью от 3 до 14 000 кв. м. Как правило, в нем продаются, товары повседневного спроса, есть продуктовый супермаркет, аптека, химчистка, салоны связи и красоты, отделение банка, фудкорт. К слову, кафе и рестораны быстрого питания в ТЦ перестают быть дополнением к магазинам и услугам: все больше посетителей приходят именно ради точек питания.
Аналитики международной компании Knight Frank считают, что до 2020 года около 85% проектов коммерческой недвижимости будут соответствовать микрорайонному либо районному масштабам (до 20 тыс. кв. м).

Об особенностях работы одного из районных ТЦ мы рассказали в публикации Компактный ТЦ «у дома» как точка притяжения.