В спорт высоких достижений приходят детьми. Как не повторить судьбу Юлии Липницкой и не уйти из него калеками? Истории глыб ледовой арены и родителей юных уральских фигуристов.
Сразу после триумфа на сочинской Олимпиаде в 2014 году карьера Юлии Липницкой пошла на спад. Неудачи на льду, травмы, нервы. В завершении
— борьба с анорексией. Но мы поговорим не об этом. Что движет людьми, которые отдают детей в спорт? И возможно ли здесь, в Екатеринбурге, воспитать из ребенка олимпийского чемпиона, не порушив его детство?
Спорт не для ленивых
тренеры и психолог — о тяжелом графике и пропусках в школе
Фигурное катание — это красиво. Здесь развивается и координация, и равновесие, и чувство ориентации в пространстве. Кроме того, в нем есть и спорт, и музыка, и танцы. В Екатеринбурге работают две большие муниципальные школы, где воспитывают фигуристов — это «Юность» и «Локомотив». История первой началась в 1963 году, сегодня в школе занимаются 560 человек, из них 438 — бюджетники.
Работают в городе и ряд частных школ. Всего же в Федерации катания Свердловской области зарегистрировано 17 учебных заведений подобного типа. Оптимальный возраст для старта — четыре года, к этом времени у ребенка формируются кости. При этом на лед родители ведут детишек чаще всего по настоянию врачей — специалисты советуют фигурное катание как способ профилактики здоровья и укрепления мышц.
— Помимо улучшения здоровья, здесь есть еще один важный фактор — это телевизор. Всевозможные телепередачи подстегивают родителей. Скоро выходит второй сезон шоу «Дети на льду. Звезды». Увидев, как это красиво, наверняка многие родители поведут своих детей в школы. Также большую роль в популярности фигурного катания сыграли Олимпийские игры в Сочи, — говорит Елена Левковец, тренер по фигурному катанию.
Со временем ребята вливаются в учебный процесс и с огромным удовольствием бегут на тренировки. Но тут встает проблема: фигурное катание отнимает очень много времени и вскоре начинает конкурировать со школой. Тогда перед ребенком и родителями возникает выбор: спорт или учеба.
— Как правило, родители делают упор на учебу, но из-за пропусков занятий на льду спортивный результат становится минимальным. Совмещать школу и спорт под силу единицам. Есть, конечно, очень дисциплинированные дети, но наше образование не позволяет много пропускать, — Елена Антропова, тренер-педагог школы «Юность».
У первого тренера Юлии Липницкой Елены Левковец мнение немного другое. Она считает, что при грамотном подходе совмещать спорт и учебу вполне реально. Впрочем, оба специалиста сходятся на том, что в Екатеринбурге условий для занятия профессиональным спортом почти нет. Если родители хотят, чтобы их ребенок просто оздоровлялся, то тогда с ним занимаются два-три раза в неделю по 45 минут. Если же есть желание сделать чемпиона — надо ехать в Москву. Чем старше дети, тем больше времени им нужно тренироваться. У кого нет денег и желания на столицу — заканчивают или остаются любителями. Липницкая уехала в Москву в десять лет.
— У нас, как и в других регионах, к сожалению, нет условий для профессионального спорта. В столице с фигуристом работает целая бригада, у нас же для занятий просто не хватает льда. В этом году две наши пары попали в сборную России, хотя в основном занимались в Екатеринбурге. Но это большое исключение. Мы, тренеры, делаем все от нас зависящее. Екатеринбург всегда был большим центром фигурного катания. Хочется вернуть былую славу, — Елена Левковец, тренер по фигурному катанию.
Фигурное катание — это еще и травмоопасный вид спорта. Об этом прекрасно знает Липницкая, которую после «золота» на Олимпиаде замучили проблемы со здоровьем. Знает она и то, что с психологической точки зрения на льду тоже бывает очень тяжело. Фигурное катание активно молодеет (Липницкая стала олимпийской чемпионкой в 15 лет), и расцвет многих фигуристов приходится на переходный возраст — очень непростое время в жизни любого человека.
— С профессиональными спортсменами обязательно работают психологи. Они мотивируют на достижение успеха, избежание неудач, преодоление стресса. Когда есть какие-то возрастные изменения в теле человека, то это тоже проблема, с которой работают специалисты, — считает Миля Аксенова, школьный психолог.
Но в Екатеринбурге к юным фигуристам психологи не приставлены, поэтому на тренеров ложится ответственность и за то, какую цель они поставили ребенку. «Некоторые родители с рождения думают, что их ребенок — звезда. Я называю их одержимыми. Но бывают адекватные и рассудительные. Вообще, мне кажется, успех человека зависит не от таланта,а от желания. Зачастую одаренные дети очень ленивые. С ленью в фигурном катании делать нечего», — отмечает Елена Левковец, тренер по фигурному катанию.
Высокие достижения VS высокие риски
истории родителей детей-фигуристов
Родители воспитанников «Юности» согласились рассказать ЕТВ, почему их дети связали жизнь с фигурным катанием. В школу ребята попали по-разному, но мотивы у всех — одинаковые.
Лейла Шумовская, мама Ани (девять лет) и Веры (семь лет):
Сначала мы занимались, чтобы повысить иммунитет. Дальше пришел азарт. Девочки уже участвуют в соревнованиях. У нас, кстати, очень хороший тренер, который тонко чувствует детей. Я считаю, что фигурное катание — это полезно. Физические нагрузки ложатся на весь организм. Вырабатывается стрессоустойчивость. Формируется актерское мастерство. Кроме того, это красиво. Для девочек, мне кажется, тут важен и эстетический момент: на выступлениях у них красивые платья, и им это нравится.
Безусловно, я ставлю цели перед своими детьми. Мы шаг за шагом стремимся к выполнению определенного элемента. Не буду препятствовать, если девочки захотят посвятить этому свою жизнь, потому что я сама кандидат в мастера спорта. Я считаю, что мои дети очень целеустремленные и организованные, поэтому они смогут совмещать учебу и спорт. Это травмоопасно? У нас многие падают с велосипедов и получают какие-то повреждения. А про фигуристов я такого не слышала. Все познается в сравнении.
Наталья Ершова, мама Ромы(восемь лет):
Мы попали в фигурное катание случайно. Открылась ледовая арена,и изначально мы захотели попробовать себя в хоккее, но таких маленьких(на тот момент Роме было 4,5 года) не брали. Тогда увидели объявление, что набирают в секцию по фигурному катанию. И все — влюбились! Это красиво. Это дисциплинирует. Помогает не только в спорте, но и в учебе — Рома все старается сделать вовремя.
Сейчас мы занимаемся шесть раз в неделю. Недавно мой сын занял первое место на соревнованиях по Екатеринбургу. Пойдем ли в спорт высших достижений? Столько не загадываем. Если Рома примет решение, что это не его, то пусть так оно и будет. Время покажет.
Валерия Остапенко, мамы Даши(восемь лет):
В 2014 году, когда проходила Олимпиада в Сочи, Даша сидела и играла у телевизора. Она увидела Юлию Липницкую и загорелась. Решили попробовать. Сейчас Даша занимается каждый день и хочет быть чемпионкой. Пока спорт и учебу удается совмещать, но мы уже начинаем пропускать уроки. Для меня спорт, конечно, на первом месте, потому что я сама была профессиональным спортсменом.
В Свердловской области не лучшие условия для тренировок, поэтому в перспективе Екатеринбург мы можем покинуть. Если моя дочь готова дальше продолжать и будет показывать результаты, то я буду за нее только рада. Но грандиозных целей не ставлю. Вот у нас есть учебный год, значит,надо защитить разряд. Двигаемся маленькими шажочками. Каждый месяц есть соревнования — городские или областные. В ближайшее время планируем поучаствовать во всероссийских.
Трудный путь к деньгам и славе осилят в итоге не многие, а «фигуристский» лед все помнит. Талантливым — поможет, тщеславным — напомнит. И только одаренных и удачливых он приведет к желанной цели. Одно ясно наверняка: большой лед требует больших жертв. Кто будет следующей?
Фото в тексте: предоставлены героями публикации, pixabay.com;
Коллаж на входе: Виталий Калистратов, ЕТВ.