На самом юге Испании в провинции Кадис в 20 км от города Тарифа находится археологическая зона Бело Клавдия.
Это римский город, выросший из рыбацкой деревушки. При Клавдии (вот откуда название, ага) городок получил статус римского муниципия (то есть, города, где свободные аборигены получили римское гражданство). Ко II веку н.э. Бело Клавдия достиг своего расцвета, здесь, как и положено приличному римскому городу, имелся форум с административными зданиями. При этом каждому богу из Капитолийской Триады (Юпитеру, Юноне и Минерве) был посвящен собственный храм. Имелись театр, термы, три акведука и храм Исиды.
Самым известным промыслом Бело Клавдии было производство гарума - рыбного соуса с неповторимым запахом и характерным вкусом. В связи с чем в городе найдены сотни cetariae - резервуаров для засолки рыбы. Особо в Бело Клавдии любили тунца, но не брезговали и иной рыбой.
Всю яркую будущность Бело Клавдии похоронило землетрясение в середине II века нашей эры. И хотя жители совершили неплохую попытку восстановить разрушенное, в III веке его посетили с разгромом берберские и германские пираты. А потом как-то и сама Империя уже устала, и все двинулось к упадку.
В начале августа 2018 года археологи из Йоркского университета совершили открытие. Они исследовали рыбьи кости из руин одного из рыбозасолочных предприятий Бело Клавдии, и оказалось, что среди действительно рыбьих костей есть кости китов. Причем китов, которые ныне в Атлантике практически или вовсе истреблены: северного гладкого/eubalaena glacialis и серого, или калифорнийского/eschrichtius robustus.
Римляне не имели снаряжения для добычи в открытом море таких монстров, как синий кит, который иногда и сейчас встречается в Атлантике и Средиземном море (его длина в среднем около 20 метров). Но, судя по костям в Бело Клавдии, могли себе позволить охоту на китов размером поменьше - оба упомянутых млекопитающих в среднем не превышают 10 с небольшим метров - у побережья. Возможно, эту охоту рыбаки вели с небольших лодок с помощью ручных гарпунов – то есть, так, как это делали столетия спустя средневековые китобои.
Авторы публикации (помимо Камиллы Спеллер из Йоркского университета, это Ана Родригес из Французского национального центра научных исследований и Энн Шарпентье из университета Монпелье) ссылаются на упоминания китов у Плиния Старшего (который рассказывал об охоте косаток на детенышей китов как раз в заливе Кадиса), а также на свидетельства присутствия неких "монстров" в Mare Nostrum (то есть, Средиземном море).
Они предлагают коллегам заново пересмотреть античные источники на предмет упоминания этих видов китов. Возможно, что истребление живших в Средиземном море китов начали еще древние римляне. Кроме того, велика вероятность, что жители побережья подбирали для переработки туши выброшенных на берег китов. В любом случае, вопрос охоты на китов в начале I тысячелетия нашей эры требует более глубокого изучения.
Подписывайтесь на канал "Древности нашей ойкумены"! У нас много интересных материалов по истории и археологии.