Несмотря на то, что Леонардо да Винчи известен в первую очередь как художник, изобразительному искусству он отдавал не так уж и много своего времени, наверно именно поэтому каждая из его работ вызывает особый интерес исследователей.
К числу дошедших до наших дней картин мастера одной из самых загадочных предстает «Прекрасная Ферроньера».
Но что же необычного в этом портрете и кем была сама Ферроньера?
В настоящее время всемирно известный шедевр находится в Лувре и преподносится как работа кисти да Винчи, созданная мастером около 1490 года, однако официальная история портрета относительно известна лишь с 1640х, когда он впервые был упомянут в каталоге замка Фонтенбло, как картина с изображением некой герцогини Мантуанской.
Примечательно, что «Прекрасная Ферроньера» тоже упоминается в данном каталоге, но как портрет совершенно другой женщины. Вероятней всего первоначально «Ферроньерой» назывался портрет Бьянки Марии Сфорца написанный около 1493 года Джованни Амброджо де Предисом, работавшим вместе с Леонардо и известным по целой серии профильных портретов.
По всей видимости, путаница в названиях произошла в начале XVIII века при составлении нового каталога королевской коллекции.
Принято считать, что предполагаемой моделью была Лукреция Кривелли - фаворитка известного ренессансного деятеля герцога Лодовико Сфорца (более известного как Моро).
До Лукреции возлюбленной Моро была Чечилия Галлерани, изображенная на «Даме с горностаем».
Проведенные исследования подтвердили, что обе работы созданы на кусках одного дерева, что позволяет с достаточно степенью вероятности предположить, что «Ферроньера» была создана в мастерской Леонардо, но не факт что самим мастером.
Но что же может вызывать сомнения?
В заметках и рукописях Леонардо да Винчи нет никаких намеков на работу над этим шедевром, на мысль что ее автором был вовсе не сам мастер наводит и определенная небрежность техники, большее внимание к мелким деталям одежды и украшениям, а не лицу самой героини.
С самим названием произведения все не так просто как кажется на первый взгляд. После путаницы с королевской коллекцией, когда картина и обрела название «Прекрасная Ферроньера», оно зачем-то было на ней написано по-французски, что в дальнейшем легло в основу многочисленных слухов и мистификаций.
Дословно ферроньера (ferronnière) вполне может являться производной от слова ferronnier (кузнец, специалист по изготовлению скобяных изделий или торговец ими) и символически означать дочь или жену кузнеца, либо вовсе быть связна с названием налобного украшения — фероньеркой (изображенной и на данном портрете).
Однако среди сторонников альтернативных версий (зачастую не вдававшихся даже во французское происхождение самого слова) наибольшую популярность обрела версия о том, что Ферроньера - это имя или фамилия самой изображенной героини, а заказчиком произведения был ни кто иной, как король Франции Франциск I, известный не только продолжительными войнами и поддержкой искусства, но и своей чрезмерной любвеобильностью.
В заключении следует отметить, что Леонардо действительно работал на короля, но это ни как не указывает на прямую связь обоих с «Прекрасной Ферроньерой».
Если Вам понравилась статья, ставьте «лайк» и присоединяйтесь к нашему каналу, чтобы не пропустить новые публикации.