Найти в Дзене
Minsknews.by

Рыцари без страха и железа. Современный мечевой бой как новый вид спорта

Сражение рыцарей — это привычные лязг металла, треск ломающихся щитов, глухие удары по шлему? Не обязательно. Корреспондент агентства «Минск-Новости» убедилась, что рыцари XXI века пользуются более гуманным и менее травмоопасным оружием.

Речь о современном мечевом бое (далее СМБ. — Прим. авт.). Направление относительно новое: в Беларуси появилось года четыре назад.

По сути это облегченный вариант исторического средневекового боя (далее ИСБ), — объясняет один из руководителей клуба военно-исторической реконструкции «Веруш» Александр Балесков. — Гораздо легче экипировка и оружие, сам бой более гуманный — запрещены удары колющие, кромкой щита, заломы. Нет замеса, характерного для ИСБ.

С одной стороны, СМБ напоминает смесь боевых искусств и фехтования. С другой — тут отсутствуют каноничные для тех же айкидо или карате бросковая и ударная техники. Да и колющие удары, характерные для фехтования, запрещены.

Исторический бой, спору нет, эффектнее: тут и латы полноценные, и звук, с которым умбоном щита «прилетает» по шлему, куда как сочнее. Но есть два нюанса: дорого (в среднем около 1 000 долларов в эквиваленте) по части экипировки и долго по части тренировки. В СМБ уже спустя полгода качественной тренировки можно выходить на турнир. И вооружиться намного дешевле.

— Мягкая защита корпуса, поножи, наручи — все из полимера, — уточняет Александр. — Шлем почти как в таэквондо, только усиленный металлическим забралом. Инвентарь частично делаем на базе клуба, поэтому для тренировок покупать точно не обязательно. Кстати, одним тренировочным комплектом могут пользоваться несколько человек: гибкий материал позволяет подогнать под размер.

А вот для выступлений придется закупить личное обмундирование. Равно как и оружие, подобранное под себя. Как правило, это меч и два щита — классический и баклер (или кулачный щит).

В зале центра внешкольной работы «Маяк» вовсю идет тренировка. Длится она почти два часа, представляет собой разминку, подкачку на определенные группы мышц и собственно учебные бои либо отработка ударов. Последняя напоминает тренировку боксеров. С той разницей, что грушу муштруют не кулаками, затянутыми в перчатки, а специальным мечом из полиуретана. Вес у него, в отличие от стального собрата, игрушечный. На первый взгляд.

— Ударов так тридцать — и кисть от этой «игрушки» начинает ощутимо ныть, — с усмешкой отмечает одна из спортсменок.

Девушка на тренировках недавно. Но уже отмечает, что это хороший способ держать себя в форме:

— И на тренажерах не надо потеть до потери пульса, и стресс можно снять, поколотив грушу.

Речь не о бессистемном пинании манекена. Тренеры изначально ставят удар.

— Есть определенное количество базовых ударов — в голову, корпус, ноги — этакая негласная система фехтования, — объясняет А. Балесков. — Каждый из них отрабатывается, доводится до автоматизма. Потом уже можно говорить о тактике, рисунке боя, выводить на спарринги. Бывает, приходят новички и с порога заявляют: «Сейчас я вам покажу, как надо! Вы же до этого момента явно не знали!» Не вопрос, всегда даю человеку шанс попробовать — мало ли, действительно чему-то научит.

Чаще получается «шанс на ошибку»: большинство свято верит — чем сильнее замах, тем круче результат.

Александр не строит из себя гуру. Подчеркивает: тренировки строятся исключительно на собственном опыте — Саша вполне себе мастер исторического средневекового боя. И охотно признает, что и новички могут показать интересные приемы. Как правило, это бывшие спортсмены — борцы, таэквондисты, самбисты. Либо бывшие участники исторического средневекового боя.

По логике (да и задумке появления СМБ как отдельного направления), должно быть наоборот: от облегченного СМБ к тяжелому — по всем параметрам — ИСБ. На деле иначе.

— Приходят те, кому противопоказано заниматься ИСБ из-за травм, — поясняет А. Балесков. — Скажем, малейшее сотрясение мозга — и человек надолго, если не навсегда, выбывает. СМБ же позволяет получить активную нагрузку на все группы мышц и при этом не травмироваться.

Понятно, совсем без травм не получится. Другой вопрос, что в СМБ они менее серьезные. Например, теоретическое растяжение или надрыв мышц в противовес переломам или сотрясению мозга в ИСБ.

Тем не менее у всех потенциальных «мечников» уточняют наличие возможных противопоказаний. Справок от врача не требуют. Но и прецедентов пока не возникало.

Общая подкачка и снятие стресса — это еще не всё, чем может привлечь СМБ.

— Развиваются реакция, выносливость, — перечисляет собеседник. — Спортсмен учится нестандартно мыслить, что пригодится не только на ринге. Да и начинать тренировки можно с 4-5 лет.

Отдельные рыцари даже на международных турнирах в таком юном возрасте выступают.

— Да так серьезно относятся к этому, — отмечает Александр. — Если проиграл — все, полноформатное горе, плач навзрыд. Когда первый раз такую реакцию увидел, даже растерялся.

Всем подходит, начинать можно с младых ногтей. Еще и финансово доступно каждому: пока тренировки бесплатные и даже экипировку предоставят. В чем подвох?

— Все держится на голом энтузиазме, — отвечает собеседник. — Направление новое, четкой системы тренировок нет — учим на собственном опыте. И многие уходят, потому что перспективы не видят. Пока основной костяк — это ребята 15–16 лет. Кто-то года через 4 начнет делать полноценные доспехи и участвовать в полноконтактных средневековых боях.

А кто-то может и уйти через пару-тройку занятий. Правда, несколько новичков с горящими глазами едва ли не кулаком в грудь бьют: «Буду тренироваться». Время покажет.

В соседней Украине современный мечевой бой уже официально признан видом спорта. Да и в России едва ли не каждые выходные проходят турниры. А вот чемпионат Европы собирают уже который год, как ни странно, в Минске. И 2018-й исключением не станет — в марте в белорусскую столицу съедутся участники из 18 стран, чтобы сразиться за титул лучшего рыцаря.