Найти в Дзене
Rallyzone

«Титул в WRC за шесть стартов? Легко!» Интервью с Лёбом

Фото: Citroen Racing
Фото: Citroen Racing

В следующем году девятикратный чемпион мира по ралли примерит комбинезон Hyundai Motorsport. На протяжении двух сезонов Себастьен Лёб будет представлять команду из Альценау, в обоих случаях проведя по шесть стартов в чемпионате мира по ралли.

Перед тем, как отправиться в Перу, где в январе стартует марафонское ралли Дакар, эльзасец подробно рассказал корреспонденту AUTOhebdo о своих отношениях с группой PSA, новом коллективе и напарниках, а также о надеждах на возвращение в ралли-кросс…

Фото: Citroen Racing
Фото: Citroen Racing

Сложно ли было смириться с тем, что вы больше не входите в список приоритетов PSA?

Себастьен Лёб: Не особо — я к этому и не стремился. Куда обиднее было узнать, что после закрытия ралли-кроссовой программы у нас не нашлось подходящего решения. Пришлось самому думать о том, чего я хочу и что можно сделать. 

А было ли вообще ощущение, что в PSA действительно хотели найти для вас какое-то место в 2019-м?

Себастьен Лёб: /колеблется/ Нет… ну… На уровне руководства такого ощущения не было… по крайней мере, если говорить о желании видеть меня в качестве официального пилота. Я быстро понял, что места для меня у них нет.

Пытались ли они что-то придумать, и у них просто не хватило бюджета, или же сразу решили двигаться дальше — я не знаю. Они объяснили мне, что можно сделать, найти бюджет для полноценной программы в ралли-кроссе оказалось слишком сложно, так что я сразу забыл об этом.

Фото: Citroen Racing
Фото: Citroen Racing

Но без программы на следующий год вы пробыли недолго…

Себастьен Лёб: Ну, я достаточно быстро приступил к переговорам с другими. У меня была возможность проехать сезон в ралли-кроссе, но я уже связался с Hyundai, да и другие производители предлагали мне разные программы — в кольцевых гонках, в других дисциплинах… в общем, варианты у меня были. Оставалось только сделать выбор.

То есть, предложения были достаточно убедительными, чтобы не опасаться за отсутствие программы в 2019-м, так?

Себастьен Лёб: Я был уверен, что всё равно буду гоняться — с теми, кто на меня вышел, или же в частном порядке. Сегодня я в состоянии собрать спонсоров для серьезного проекта, пусть даже речь не о полноценной программе выступлений в какой-либо серии.

Ну и PSA отказалась от вас вовсе не потому, что вы медленный. Своей победой в Каталонии вы продемонстрировали, что со скоростью у вас полный порядок…

Себастьен Лёб: Да, это был важный эпизод. В тот момент главной проблемой был тот факт, что устроители WRX отказались переходить на электромобили в 2020-м, а это было ключевым критерием присутствия в серии Peugeot. Собственно, это-то и изменило всё.

Фото: Citroen Racing
Фото: Citroen Racing

Ну а победа в ралли Каталония — помимо того, что это было приятно само по себе — показала остальным, что я еще в строю, и заставила некоторых производителей связаться со мной. Можно сказать, что этот успех пришелся как нельзя кстати! /смеется/

В общем, если бы не эти три ралли в 2018-м, то не думаю, что на меня вышли бы с предложением программы на следующий год. Программа в WRX накрывалась в любом случае, и без победы в WRC мое положение становилось бы только хуже. А тут за три этапа я доказал, что по-прежнему на высоте — и в первую очередь доказал это самому себе! Они-то и открыли мне новые возможности в 2019-м.

Вы говорили, что наибольшее удовольствие получаете именно от ралли…

Себастьен Лёб: Если говорить о чистом удовольствии от пилотирования автомобиля, то да — с классическим ралли не сравнится ничто. Современные WRC очень приятны в управлении, а покрытие спецучастков разнится от этапа к этапу. Опять же, минимальное знание трасс и необходимость полагаться на стенограмму дает простор для импровизации…

Фото: Citroen Racing
Фото: Citroen Racing

Нет, ралли-кросс тоже очень хорош, в нем есть интересная с точки зрения пилотирования техника и острая борьба, но по факту мы гоняемся на трассах в пять поворотов. Уровень удовольствия просто не тот. Мне нравится WRX, но максимум удовольствия мне приносит только ралли.

А чем вам приглянулось предложение Hyundai?

Себастьен Лёб: Они сразу предложили мне шесть этапов.

Полный сезон вы ехать не собирались?

Себастьен Лёб: Нет, так что шесть гонок подходят мне идеально. Нынешние 14 этапов со всеми стадиями вроде ознакомления и тестов — это для меня слишком много, я в это возвращаться не хочу. Кроме того, в Hyundai меня привлекает мотивация: всегда приятно видеть команду, которая действительно хочет с тобой работать.

И, видимо, новое испытание тоже выглядит привлекательным, верно?

Себастьен Лёб: Верно. Я и не думал о том, что когда-нибудь оставлю PSA. В этом не было необходимости: мне с ними всегда было хорошо, и я оставался им верен. Но мне по-прежнему хочется гоняться, а сейчас они не могут дать мне такую возможность. Я был вынужден уйти под давлением обстоятельств. Новый вызов выглядит интересно: новая машина, новая команда…

Фото: Citroen Racing
Фото: Citroen Racing

…и новое начало в 44 года! Не так уж и плохо.

Себастьен Лёб: Себе то же самое говорю! Не всякому спортсмену в моем возрасте удается подписать контракт с официальной командой чемпионата мира. Думаю, мне очень повезло. Это очень большая честь для меня, ведь я прекрасно знаю, что зачастую и молодым пилотам не всегда удается удержаться в чемпионате.

Посмотрим, к чему это нас приведет. В конце концов, я делаю это не ради славы, а потому, что мне это нравится.

Не приходило в голову, что контракт с Hyundai по сравнению с тремя стартами в Citroën несет некоторую опасность для вашего имиджа?

Себастьен Лёб: Не знаю… Да, возможно, ситуацию несколько усложнит тот факт, что раньше я всегда представлял PSA. Но теперь-то нет!

Я не вижу причин, которые помешают мне адаптироваться к новой машине. Я, напомню, гоняюсь, потому что мне это нравится. Если я выхожу на старт какого-то ралли, то делаю это потому, что мне это нравится. Иногда выигрываю! /смеется/

Фото: Citroen Racing
Фото: Citroen Racing

Ладно, хороший имидж не помешает, но это не главное. Понятно, что если что-то не будет получаться с Hyundai, я раскроюсь перед своими критиками — но это никак не помешает моей жизни. Лучше уж рискнуть и раскрыться, чем не рисковать вообще.

А если вы так любите новые испытания, как говорите, то почему не ушли из PSA раньше?

Себастьен Лёб: Потому что PSA всегда делала всё возможное для того, чтобы я остался… ну, до последнего времени /смеется/.

Был момент, когда я вел переговоры с Малкольмом Уилсоном (владельцем M-Sport), но в Citroën постарались меня удержать. Потом я захотел уйти в Volkswagen, но они запаниковали и приложили все силы для того, чтобы я не уходил. Они всегда демонстрировали высокую мотивацию, желание во что бы то ни стало сохранить меня в команде и дать мне всё необходимое для побед. Поэтому я оставался верен группе PSA.

А как будет организована ваша программа выступлений в Hyundai?

Себастьен Лёб: Программа будет обсуждаться. Нужно еще определиться, кто что делает, и как мы будем делить машину с Дани Сордо. Решения будут приниматься сообща. Есть, например, ралли, которые я вообще не хочу ехать, и другие моменты.

Фото: Citroen Racing
Фото: Citroen Racing

Задача — набирать очки в зачете производителей и стартовать на тех этапах, где я наиболее эффективен. Единственное, что в чемпионате хватает этапов, на которых мы с Дани одинаково хороши.

В PSA вы могли делать то, что вам вздумается. В Hyundai ситуация несколько иная. Изменит ли это ваш подход?

Себастьен Лёб: Всё обсуждаемо. Они не собираются навязывать мне какие-то дополнительные старты. Возможно, поинтересуются у меня, хочу я проехать какую-нибудь гонку или нет, после чего мы примем общее решение. Например, это они захотели, чтобы я стартовал в Швеции. Мне нравится, эта гонка, но это не тот этап, на котором я сходу могу показать высокий результат.

Должно быть, приятно будет вновь работать с Дани Сордо?

Себастьен Лёб: Да, это здорово, потому что сегодня он чуть ли не единственный действующий пилот WRC, с которым мы общаемся. У нас всегда были хорошие отношения, и даже жаль, что мы не будем стартовать на одних и тех же этапах. Впрочем, мы уже привыкли к тому, что видимся не каждую неделю.

Фото: Citroen Racing
Фото: Citroen Racing

А ведь насколько конкурентоспособным могло бы быть трио Невилль-Сордо-Лёб, скажем, на асфальтовых этапах, которые не удаются Андреасу Миккельсену…

Себастьен Лёб: Это было бы интересно, но я понятия не имею, что у ребят в контрактах. Насколько я знаю, Миккельсен едет весь сезон.

Вы не хотели перегружать программу выступлений, но при этом стартуете в Монте-Карло сразу после возвращения с Дакара.

Себастьен Лёб: Это правда! /смеется/ Но когда я подписывался на Дакар, я не мог знать ни о закрытии ралли-кроссовой программы Peugeot, ни тем более о контракте с Hyundai.

И вас не беспокоит, что времени на подготовку к первому этапу WRC очень мало?

Себастьен Лёб: Я, конечно, не люблю подолгу отсутствовать дома, но это вполне реальный вариант. Январь получился загруженным, но потом можно будет расслабиться.

Фото: Citroen Racing
Фото: Citroen Racing

В любом случае, это мой выбор: я решил стартовать на Дакаре, но в то же время мне хотелось проехать и ралли Монте-Карло. В Hyundai сочли, что это невозможно, но я настоял на своем. Думаю, мне хватит и одного тестового дня. Я всё равно чувствую себя гораздо увереннее в Монте-Карло после одного дня тестов, чем в Швеции после двух. Мы изучили график и выяснили, что можем реализовать эту идею.

С тех пор как вы последний раз стартовали там, маршрут гонки сильно изменился. Вам придется знакомиться с ним заново!

Себастьен Лёб: Да, уже видел! /смеется/ Сам себе осложнил задачу. Ну ничего, должно быть весело.

Как считаете, шести стартов достаточно для того, чтобы побороться за титул?

Себастьен Лёб: Да с легкостью! /смеется/ Нет, это невозможно. Я совершенно точно еду не ради этого — у меня нет такой цели. Мне просто захотелось проехать несколько этапов, и очень здорово, что теперь мне выпала такая возможность. Об очередном титуле я не мечтаю — у меня их достаточно.

Фото: Citroen Racing
Фото: Citroen Racing

Тьерри Невилль говорил, что в Hyundai ему не хватает той же поддержки со стороны партнеров по команде, на которую в этом году полагался в M-Sport Себастьен Ожье. Готовы протянуть ему руку помощи?

Себастьен Лёб: Ну, я теперь не в том положении, что раньше, когда сам боролся за титулы. С ситуацией в Citroën 2018 года тоже не сравнить — мои партнеры не претендовали на титул, и я мог делать всё, что хочу. Теперь я буду выступать за команду, ведущий пилот которой борется за чемпионат. Если у него возникнут сложности, помочь ему — моя задача.

После ралли Каталония Тьерри выразил неудовольствие тем, что некоторые пилоты, стартующие лишь на отдельных этапах, получают выгодные стартовые позиции и могут бороться за победы. Разделяете его точку зрения?

Себастьен Лёб: Кажется, в той гонке я ему даже помог, отобрав очки у Ожье. Но я хорошо понимаю и его, и Себастьена: правила действительно — особенно на гравийных этапах! — ставят в выгодное положение пилотов, стартующих от случая к случаю. Что ж, правила придумываю не я, а сами они существуют для того, чтобы их использовали — как, например, делает Hyundai в случае с ротацией экипажей.

Фото: Citroen Racing
Фото: Citroen Racing

От мысли вернуться в ралли-кросс отказались?

Себастьен Лёб: Вне зависимости от основной дисциплины, в которой я выступаю, я всегда помню о других возможностях. Когда я принимал участие в WRX, то параллельно стартовал в ралли. Теперь я вернулся в WRC и не исключаю стартов в ралли-кроссе.

С другой стороны, отныне я пилот Hyundai и связан контрактом с производителем. Это значит, что я не могу стартовать за рулем другой машины. Если мне и доведется снова поехать в WRX, то это будет с Hyundai.

Не находите забавной возможность увидеть Маркуса Гронхольма в качестве босса команды?

Себастьен Лёб: Еще бы! /смеется/ Я всегда открыт для предложений, но этот момент мы еще не обсуждали, и таких планов пока нет. Наш приоритет — шесть стартов в WRC, а там посмотрим.

Фото: Citroen Racing
Фото: Citroen Racing

Недавно Петтер Сольберг и VW объявили о том, что в следующем году не будут принимать участия в чемпионате мира по ралли-кроссу. Похоже, что в 2019-м в серии будет не так много участников. Должно быть, теперь вы не так уж сожалеете о закрытии программы Peugeot?

Себастьен Лёб: Знаете, не так давно мы с Петтером Сольбергом и Маттиасом Экстрёмом беседовали о том, чем займемся дальше и обсуждали возможность какого-то совместного проекта. Это был разговор в духе: «Если ты не участвуешь, то мне такой чемпионат тем более не нужен!» Отказ отдельных команд от дальнейшего участия повлиял и на остальных участников, которые попросту утратили мотивацию. Большую часть прошедшего сезона за победу боролись шесть машин, а теперь их нет!

Фото: Citroen Racing
Фото: Citroen Racing